Познавательный@Блок A. K l e i m e n o v Главная / Познавательный Блок / Общественные функции искусства Танец воспламеняет А вот что представляет собой знаменитый австралийский корроборри. В нем принимают участие мужчины, чьи тела особым образом раскрашены белой краской, и обнаженные женщины, прикрывающиеся лишь шкурой опоссума, которая обычно служит плащом. Танец строится по принципу: медленное начало, затем — постепенное нарастание темпа. Чем дальше, тем движения становятся все быстрее и энергичнее: «Танцоры все подпрыгивают на невероятную высоту». И когда воодушевление и напряжение становится предельным, все разом издают дружный пронзительный вопль и — исчезают. Затем все это с небольшим изменением рисунка танца повторяется один раз, второй, третий, четвертый, пятый...И вот, наконец, танец стремительно докатился до своего апогея. «В эту минуту все танцующие представляют из себя перепутавшийся клубок тел; боишься, что они раздробят друг другу головы дикими взмахами палок... Возбуждение достигает высшего предела: танцоры кричат, топают, прыгают, женщины барабанят исступленно и поют во всю глотку; пламя костра высоко взвивается и осыпает дикую сцену дождем красных искр». И в тот момент, когда зрители оказываются предельно заряжены энергией танцоров, а те достигли кульминации в пении и телодвижениях, «дирижер высоко поднимает обе руки, резкий удар прорезывается сквозь общий гам — и мгновенно исчезают танцоры...». Аналогично описание танца, виденного на Новой Гвинее: «Каждая группа начинала песню и танец в очень умеренном темпе, но постепенно, желая быть услышанными и увиденными, танцоры входили в раж, и выкрики, сочетавшиеся с диким боем барабанов, становились все пронзительнее. Ритм движений ускорялся; перья и листья развевались все сильнее и сильнее, и снова перед нами возникало волнующее море цветного конфетти... С широко раскрытыми ртами и сверкающими от восторга глазами зрители так были увлечены празднеством, что даже не уступали дороги белой женщине, что они охотно всегда и повсюду делают. Танцоры размахивали руками и, прыгая из стороны в сторону, зачастую наносили безропотным зрителям сильные удары, не вызывая чьего-либо недовольства или сопротивления. Временами казалось, что танцоры обезумели; их глаза налились кровью, а потоки пота размыли узоры красок на лицах. Отбивая резкую дробь пустыми орехами или раковинами, танцоры размахивали ветвями или листьями; на прическах колыхались полосы гофрированной бумаги, а повязки на запястьях трепетали как бешеные...». Можно привести описания иных, но аналогичных по своему характеру танцев. О чем же они свидетельствуют? Зрители постепенно приходят в то же состояние, что и танцующие. Они всем своим существом следуют за исполнителями танца. Захватывающее действие искусства бывает настолько сильным, непреодолимым, что зрители сами начинают плясать: женщины-бушменки врываются в танец мужчин, даже немощная старуха Гаусье не может удержаться от нескольких па. Такова подчиняющая и возбуждающая сила искусства.
©Disigned by Pacific 2000-2013 |