Познавательный@Блок A. K l e i m e n o v Главная / Познавательный Блок / Общественные функции искусства Закон художественного уподобления Э. Гроссе делает упор на функционально-социальном значении танца — он объединяет людей; для нас же сейчас важны гносеологическая и психологическая стороны взаимодействия художника-исполнителя и воспринимающего. Во всех описанных случаях исполнение было таким, чтобы во взаимодействии передающего и принимающего добиться как можно большего совпадения мыслей, чувств, ассоциаций, побуждений, содержащихся в телодвижениях, звуках. Заключенная в песне и танце информация передавалась тогда, когда наступало уподобление зрителя исполнителю. Иначе говоря, и чувство и мысль передавались, лишь оживая в зрителе и слушателе, вызывая в них ответное волнение, ответную реакцию, приводя их в то же состояние, в каком находился исполнитель. Оживление оказывалось настолько естественным и органичным, что воспринимающий начинал мыслить и чувствовать аналогично художнику-исполнителю, что ярко проявляется в импровизация.Совпадение мыслей, чувств, состояний художника и зрителя, слушателя представляет собой, стало быть, непременное условие восприятия произведения искусства, оно поэтому возникает необходимо, постоянно и может быть названо законом художественного уподобления. Здесь следует оговориться, что уподобление не является чем-то исключительно присущим только художественному восприятию. Подобный эффект может наступать и при освоении различных других видов информации (в том числе и научной) и при некоторых видах человеческого общения, связей и т. п. Покажем это на таких примерах. ...Когда человек читает первый том «Капитала», он не только узнает о потребительной и меновой стоимости, о цикле товар — товар или товар — деньги — товар. Он, подчиняясь логике и блестящей аргументации К. Маркса, словно «сам» размышляет о чем-то и развивает «свою» мысль. Он улыбается остроте, отдыхает при повторении примера, возбуждается при неожиданном и точном выводе. Он в известной мере уподобляется мыслителю (хотя и не тому материалу, который тот сообщает). ...В школе педагог ведет урок. Эмоционально, ярко, наглядно нарисована, скажем, картина Синопского боя. И вот уже ученики «слышат» свист летящих ядер, «видят» горящие турецкие фрегаты, «отдают» команды и т. п. ...В социологии есть такое понятие — «толпа». Это не коллектив, не организованная масса людей, а нечто аморфное, неустойчивое, мгновенно наэлектризовывающееся при каждом слухе, заражающееся где-то возникшим, затронувшим ее чувством. Тысячеликая, она, мгновенно загораясь и остывая, становится единым существом.
©Disigned by Pacific 2000-2013 |