Познавательный@Блок A. K l e i m e n o v Главная / Познавательный Блок / Диалектический процесс взаимодействия между искусством и обществом Расширяющийся диапазон чувств Удовлетворение - чисто физиологическая потребность. По мере развития человеческого сознания происходит все более тесное и непосредственное взаимодействие эмоций и разума. Это приводит к появлению поистине человеческих чувств, которые обладают несравненно большей информационной глубиной и широтой, чем чувства животных. Ф. Энгельс писал: «Орел видит значительно дальше, чем человек, но человеческий глаз замечает в вещах значительно больше, чем глаз орла». Это происходит потому, что «к нашему глазу присоединяются не только еще другие чувства, но и деятельность нашего мышления».На основе человеческих чувств постепенно возникают духовные чувства (надежда, грусть, гордость, горечь и т. п.), а на их базе — сложные социальные чувства людей: чувства чести, солидарности, ответственности, справедливости. К этому же разряду относятся и эстетические чувства (чувства прекрасного, трагического, комического и др.). Таким образом, эстетические чувства сложны по структуре, они надстроечные, производны и включают в себя особенности каждого из лежащих в их основе составляющих. Они дают человеку безусловное психофизиологическое наслаждение. Но это наслаждение — далеко не главное, и оно не может быть «чистым», а духовная природа чувства снимает грубость, биологизм, ограниченность наслаждения, выводит его за рамки биологического бытия в бытие социальное. Эстетическое чувство, какую бы конкретную разновидность его мы ни взяли, является положительным чувством, то есть таким, которое непременно, даже тогда, когда переживается трагическая или комическая ситуация, приносит нам наслаждение. Эстетическое наслаждение, безусловно, имеет и биофизический аспект, но он занимает подчиненное место. Это наслаждение иное по характеру, чем то, какое человек получает, утоляя голод, жажду или половую потребность. Оно по природе и по характеру переживания духовно и возникает не путем материального, фактического освоения предмета, а в результате мысленного, созерцательного, «снятого» контакта с ним.
©Disigned by Pacific 2000-2013 |