Виртуальная галерея А. Клейменова. Познавательный блок. История искусства - Чувства — человеку

Познавательный@Блок

 

A. K l e i m e n o v

Главная / Познавательный Блок / Диалектический процесс взаимодействия между искусством и обществом

Чувства — человеку

Формирование духовных человеческих чувств и в их числе эстетических, а также формирование соответствующего им человеческого мира должно было стать одним из предварительных условий возникновения искусства.

Таким образом, нам уже, очевидно, ясна теснейшая взаимосвязь между искусством и человеческими чувствами, которые представляют собой одну из составных частей нового, человеческого мира, сохраняемого посредством искусства. Естественно, что искусство для выполнения своей функции должно не только передавать человеческие чувства как неотъемлемую часть этого нового мира, но и говорить на их «языке». Мысль К. Маркса о том, что «не только в мышлении, но и всеми чувствами человек утверждает себя в предметном мире», имеет, стало быть, прямое отношение и к искусству.

Но почему из всех сложных социальных человеческих чувств первостепенное значение приобретает именно эстетическое чувство — вот вопрос, на который мы пока еще не имеем ответа. А ведь именно он прежде всего интересовал нас с самого начала.

Эстетическое чувство входит в группу сложных духовных социальных человеческих чувств, типа чувства долга, справедливости, ответственности, любви, солидарности. От них эстетическое чувство отличается не только формой осознания действительности и выражением человеческого к ней отношения. Отлична и потребность, его породившая. (Об этом у нас уже шла речь.) Это отличие будет еще яснее, если мы посмотрим, каков характер воплощения духовных человеческих чувств в искусстве. Мы можем отметить, что если сказка повествует о любви, то мы постигаем, какова она. Если предание говорит о человеческом достоинстве, то мы проникаемся этим благороднейшим качеством. Мы можем сказать, что искусство раскрывает, передает суть человеческих чувств. Но вот любовь показана как трагедия или как комедия. Вот подвиг воспет как возвышенный. Вот прекрасным представился нам патриотический порыв юноши, пожертвовавшего собой ради спасения родины. Здесь везде в преломлении через эстетическое отношение показана общественная ценность того или иного поступка или чувства. Эстетическое отношение и чувство, как бдительный маркировщик, отбирают для искусства явления, поступки, чувства, мысли, факты по одному признаку, а именно — способствуют данные явления сохранению жизнедеятельности или нет, благо или зло для общества они представляют. Эстетическое отношение оказывается универсальным определителем особой общественной ценности (вспомните отличие эстетического от утилитарного) всего, что входит в сферу человеческой жизнедеятельности. Оно же, в зависимости от конкретной ценности объекта, словно призма, указывает, в каком ключе — в трагическом или комическом, как прекрасное или как безобразное — должно быть осмыслено и подано в произведении искусства то или иное явление.

 

©Disigned by Pacific 2000-2013

 

Hosted by uCoz