Познавательный@Блок A. K l e i m e n o v Главная / Познавательный Блок / Диалектический процесс взаимодействия между искусством и обществом Сказки Рассмотрим здесь одну из древних долганских сказок. Долгане — это малочисленный народ, живущий на севере Красноярского края, занимающийся охотой и оленеводством; он сохранил многое из своей традиционной древней культуры.Ворон и лебедь В старину ворон летал, увидел лебедя и начал ему расхваливать своих воронят: — Почему ты, лебедь, не женишься на моей дочери? Она краше солнца. Лебедь приходит к ворону, а там готовят свадебный пир. Видит лебедь — все дети ворона черные. — Почему ты говоришь твои воронята красивые? Они безобразные! Но делать нечего, отказаться от данного слова лебедю стыдно, и он все же решается жениться на дочери ворона. Несут ему угощение — кровяную похлебку. Лебедь стал есть; только сунул клюв в похлебку — клюв его почернел. Он, испугавшись, сбежал. Убегая, опрокинул посудину с кровяной похлебкой себе на ноги, и ноги его стали черные. С тех пор у ворона с лебедем не ведется дружба. Сказка внешне совершенно бесстрастна, рассказывающий ее как бы умышленно не становится на сторону ни того, ни другого. Это подчеркивается и эпически спокойной заключительной фразой, протокольно регистрирующей, что дружбы между вороном и лебедем нет. Но предпочтение лебедю здесь все же оказано явное! И это проявляется через эстетическую символизацию цвета. Отношение к лебедю дано через встречающуюся у многих народов благородную символику белизны, хотя она прямо нигде и не провозглашается, а оттеняется негативно, через цвет черный. Этот цвет и все, что ему сопутствует, оскверняет; он безобразен. Соприкоснешься с ним — и сам осквернишься. Не вдаваясь специально в анализ содержания сказки, отметим лишь, что эстетически ценностная интерпретация лебедя и ворона, а отсюда и характер их оценки и подачи глубоко различны.
©Disigned by Pacific 2000-2013 |