Познавательный@Блок A. K l e i m e n o v Главная / Познавательный Блок / Диалектический процесс взаимодействия между искусством и обществом Не все искусное — искусство Часто, особенно в студенческой аудитории, стремящейся к четкой классификации явлений, проблема ставится так: необходима ли для возникновения искусства эстетическая основа? Формируется ли эстетическое отношение дои независимо от искусства или нет? Известная схоластичность такой постановки вопроса не дает оснований для того, чтобы попросту игнорировать его. В качестве подсобной, переходной она может быть даже небесполезной.Итак, что же мы ответим? Из концепций, с которых мы начали настоящую главу, недвусмысленно вытекает: искусство хотя бы и в некоторых своих существенных элементах возникает раньше эстетических отношений, какая-то часть его эволюции не связана с ними. Попытаемся подвергнуть этот вывод сомнению. Действительно, можно ли отнести к произведениям искусства любое изделие человеческих рук? Очевидно, нет. Если бы это было так, то все, что человек делает, — и охота, и рыбная ловля, и война, и землепашество — стало бы искусством, а каждый, кто срубил бы дерево, поймал в силок зверя или нанес удар по камню, стал бы художником. Тогда разницы между искусством и неискусством не было бы никакой. Но, может быть, произведением искусства следует называть наиболее хорошо, наиболее умело сделанный предмет (ведь не случайно корень слов «искусный» и «искусство» один и тот же)? Однако для этого нужно иметь меру, отличительный признак, при помощи которого хорошее можно сравнить с более хорошим или плохим. Этот признак никогда не бывает постоянным: грубое шелльское рубило было «плохим» по сравнению с ашелльским, а то, в свою очередь, становилось «плохим» по отношению к неолитическим орудиям, не говоря уже о более поздних, сделанных из бронзы, железа, стали... Но главное даже не в этом — многие произведения искусства не были ни орудиями труда, ни какими-либо другими изделиями, способными быть использованными в хозяйстве или для каких-либо иных человеческих практических надобностей. К изображению на скале оленя нельзя подойти с меркой «хуже» или «лучше» оно оленя, убитого людьми или резвящегося на воле. То, что одежду расшивали узорами, не делало ее более теплой или непромокаемой, а украшение древка копья не прибавляло ему прочности и не улучшало его баллистических качеств. Стало быть, к произведениям искусства можно будет отнести лишь некоторые из предметов, сделанных рукой человека, или природных объектов, преобразованных в результате деятельности людей. И если даже мы будем выделять эти «некоторые» по принципу «полезный — бесполезный», то и тогда останется неясным: почему человек тратит столько труда на вышивку одежды или выбивание на скале контура лошади, если ему от этого, как говорится, ни жарко, ни холодно?..
©Disigned by Pacific 2000-2013 |