Познавательный@Блок A. K l e i m e n o v Главная / Познавательный Блок / Пути формирования предмета искусства Человек производит отбор Из огромнейшего числа разнообразнейших зверей, населявших Землю, изображалось лишь весьма незначительное число пород. Это было строго «избранное общество»: десятки, сотни лосей или бизоны, бизоны, бизоны... Конечно, географические особенности играли свою роль: первобытные художники изображали лишь тех животных, что обитали в данной местности. Но в том-то и закавыка, что даже из этих лесных жителей удостаивались чести быть нарисованными или выбитыми на твердом камне лишь некоторые. Причем сменялась эпоха — сменялся и господствующий в изображениях тип зверя. Это позволило Э. Пьетту назвать исследованный им один из самых ранних периодов развития искусства «временем северного оленя». В Сибири был период лося. Эта особенность — преимущественное изображение животного одной породы — сохранилась и в более поздние эпохи. А. Лот выделял в африканском искусстве — начиная приблизительно с раннего неолита — период буйвола, период лошади, период верблюда...Какие же причины приводили к тому, что из десятков пород животных художественное воплощение получили лишь некоторые? Почему одним видам животных удавалось вытеснить другие с «полотен» древних художников? Ставя проблему таким образом, мы, даже еще не сделав попытки как-то разобраться в ней, уже невольно приходим к выводу об избирательности объектов художественного изображения. В танец и рисунок попадают не все животные, а лишь некоторые. По каким же принципам их выбирают? И есть ли в этом какая-то закономерность или, может быть, странное случайное совпадение? Постараемся ответить пока на эти вопросы. Первое, что бросается в глаза при знакомстве с рисунками и статуэтками животных, состоит в следующем: какую бы из древнейших эпох мы ни взяли, всюду изображаются, хотя и разные, но обязательно крупные звери, способные иметь, как написали бы в современных газетах, большое промысловое значение. Но при этом хотелось бы выделить такие особенности: во-первых, среди крупных зверей изображались лишь те, которые водились в данной местности, — иными словами, художественное изощрение. Сражение имело прототип в окружающей действительности. Во-вторых, изображались животные, бывшие предметом охоты и основным средством существования древних людей. Об этом красноречиво свидетельствуют раскопки на стоянках первобытного человека: изобилие костей оленя в «олений» период искусства и т. п. В-третьих, изображались животные, занимавшие особое место в представлениях людей того времени, — животные-тотемы, о чем свидетельствуют, например, убедительные доказательства в книге А. Д. Авдеева «Происхождение театра». Следовательно, выделение круга изображаемых в искусстве животных имело свои закономерные причины, и, очевидно, анализ этих причин поможет нам лучше представить себе, что же было предметом искусства и как он складывался.
©Disigned by Pacific 2000-2013 |