Познавательный@Блок A. K l e i m e n o v Главная / Познавательный Блок / Пути формирования предмета искусства Ценностные отношения в древнем искусстве Как было отмечено, в искусство изображались животные, являвшиеся главным источником существования людей определенной эпохи. Если бы изображались любые животные из населявших землю и воду, то вполне можно было бы предположить, что они привлекали человеческое внимание сами по себе, как определенные природные разновидности. В этом случае наскальная живопись или танец, по существу, были бы лишь своего рода фотографией реально существующих предметов. Искусство было бы средством «удвоения» природы в сознании, и его основная задача сводилась бы к тому, чтобы как можно точнее зафиксировать контуры животного или какие-либо из его движений, состояний и других особенностей.Именно с таким отождествлением живописи и цветной фотографии встречаемся мы в некоторых работах современных зарубежных буржуазных специалистов, которые принцип реализма трактуют как принцип достижения внешнего сходства и относительно перспектив художественного творчества делают весьма своеобразный вывод: раз фотопленка может запечатлеть мир более детально и точно, чем художник, значит искусство в том качестве, в каком оно когда-то зародилось, уже... не нужно. Подобные рассуждения не столь уж и беспристрастны. Таким путем стремятся доказать, что в век цветной фотографии искусство должно в корне перемениться: оно должно быть неизобразительным, абстрактным, произвольно создавать линейные или цветовые композиции. Но в том-то все и дело, что древнее искусство не было регистратором любых предметов, попадавших в поле зрения человека. И если, как мы видим, первобытного художника интересовало животное, то это именно животное, имевшее огромное, главное значение в жизни людей, являющееся для них наибольшей положительной ценностью. Таким образом, не животное вообще, но животное, находящееся во вполне определенных ценностных отношениях с человеком, — вот что важно для древнейшего искусства. Этот принцип не нарушался и в тех случаях, когда предметом художественного воплощения оказывался не основной промысловый зверь, а животное-тотем. Тотем как родоначальник определенной человеческой группы, как ее олицетворение, как ее представитель, как средоточие ее отличительных признаков и особенностей был также чрезвычайно ценен для людей. Правда, эта ценность была не утилитарной, не материальной, так как мясо тотемических животных за самыми редкими исключениями не шло в пищу, из их шкуры не шили одежду и т. п. Животное-тотем нельзя было убивать, на него нельзя было охотиться. Но в силу той роли и значения, какие ему приписывались по представлениям наших далеких предков, животное-тотем имело большую общественную ценность. Как мы увидим дальше, эта ценность не воспринималась и не рассматривалась людьми как символическая (а именно такой она была), а ощущалась как вполне реальная. Стало быть, предметы и явления окружающего мира классифицировались как имеющие значение для человека и как не имеющие его, а первые, в свою очередь, подразделялись на более значимые и менее значимые. Предметы, не имевшие значения для человека, и к искусству не имели никакого отношения, оно равнодушно мимо них проходило, оно «не видело», «не замечало» их.
©Disigned by Pacific 2000-2013 |