Виртуальная галерея А. Клейменова. Познавательный блок. История искусства - Духовное «очеловечивание»

Познавательный@Блок

 

A. K l e i m e n o v

Главная / Познавательный Блок / Пути формирования предмета искусства

Духовное «очеловечивание»

Духовное «очеловечивание» было иным. Предметы материально не преобразовывались. Часто они (например, звездное небо, солнце, луна, ветер, дождь) даже были вне практической досягаемости человека. Но они обладали определенными качествами, благодаря которым приобретали то или иное значение в жизни людей: ветер приносил дождевые тучи, солнце — тепло, луна освещала местность ночной порой. Значения были различными в зависимости от условий: солнце нещадно жгло и испепеляло в пустыне, а в умеренном или холодном климате было благом. Дождь был не одинаково важен людям в засушливых местах и во влажных. Но через все эти частные значения, через все их колебания «пробивались» значения характерные, определяющие, которые были свойственны данному предмету или явлению независимо от всяких отношений. Так, солнце и в пустыне и в лесной зоне было источником жизни; когда оно скрывалось за горизонтом, наступала тьма, холод (даже в пустыне ночи чрезвычайно холодны), все засыпало, замирала жизнь. Ночной мрак был непроницаем для человеческого глаза и полон опасностей, выходили на охоту ночные хищники, мир больше не был подвластен человеку.

Будучи неспособным реально подчинить себе, приспособить к своим нуждам природные силы, человек мысленно, в воображении включал их в систему своих отношений и «очеловечивал» их часто по аналогии с другими известными ему существами, уже занявшими место в системе человеческих ценностей.

Й. Бьерре рассказывает, что «бушмены называют созвездия именами животных, которых бывает больше всего, когда эти созвездия видны на небе: черепаха, ящерица, каменный козел. Возможно, фантазия подсказывает им сходство рисунка созвездия с животным, именем которого оно названо. Мифология заселила небо, и в нем рождается бесчисленное множество историй таких же поэтичных, как и греческие мифы».

Аналогия с греческой мифологией здесь вполне уместна. К. Маркс, считая мифологию «арсеналом» и «почвой» античного искусства, обеспечившими небывалый его расцвет, дает такую характеристику мифологии вообще: «Всякая мифология преодолевает, подчиняет и формирует силы природы в воображении и при помощи воображения...» Она есть «природа и сами общественные формы, уже (то есть до появления искусства) переработанные бессознательно-художественным образом народной фантазией».

 

©Disigned by Pacific 2000-2013

 

Hosted by uCoz