Познавательный@Блок A. K l e i m e n o v Главная / Познавательный Блок / Мифология Тотемическая пляска Мир вне ценностного отношения к человеку, мир как таковой, мир без предварительной материальной или духовной переработки в ходе человеческой жизнедеятельности не вступает в сферу искусства и не может получить в нем воплощения. А это, между прочим, говорит и о том, что предмет искусства формируется, складывается в ходе освоения мира человеком. Выло бы упрощенчеством представлять проблему в таком виде: художник в творческом порыве придает явлениям действительности тот или иной смысл, «очеловечивает» любое из них, попадающее в поле его зрения. На самом же деле он сталкивается с миром, уже «очеловеченным» обществом. Прежде чем оказаться изображенным на скале, олень или бизон уже приобрели для первобытного человека определенное значение, уже «включились» в сферу его отношений, уже «слились» с человеком в единое целое, ибо, добывая этого зверя, человек испытывал волнение, попадал в те или иные ситуации, ему были свойственны какие-то состояния, вызванные охотой.Весьма тонкий анализ предмета искусства был осуществлен советским ученым А. Д. Авдеевым. Для него главной спецификой театра (а именно происхождению театра посвящена работа А. Д. Авдеева) явилось превращение человека в иное существо, то есть известное «представительство» человека через нечто иное, внешнее ему. Но такое превращение человека древнего мира в иное существо было не одного, а нескольких типов. Первый из них — охотничья маскировка. Чтобы легче было подкрасться к зверю или птице, охотник старался подделаться под его внешний вид. Бушмены умело укрывают себя страусовыми перьями, а над ними на искусно сделанной длинной шее возвышается настоящая страусиная голова. Ненцы-охотники, покрывшись шкурой оленя, увенчанной рогатой головой, незаметно подкрадываются к ничего не подозревающему стаду и поражают с близкого расстояния свою жертву. Э, Тэйлор рассказывает, как охотятся индейцы из племени «собачьи ребра». «Передний из двух охотников держит в одной руке голову оленя, имея в другой связку ветвей. Движением руки он заставляет рога тереться о ветки на манер того, как это делает живой олень. Оба охотника вместе движением ног подражают передним и задним ногам оленя. Таким путем они входят в середину стада и убивают самые отборные экземпляры». Наскальная живопись верхнего палеолита сохранила изображения как людей, явно замаскированных под зверей или крупных птиц, так и неких антропоморфных существ, у которых человеческие и звериные черты настолько «срослись», что их невозможно отделить друг от друга. Но и здесь, по всей вероятности, отражены мотивы, связанные с охотничьей маскировкой. Если охотничья маскировка имела прямое промысловое значение, то вторая разновидность превращения в иное существо — а именно охотничья пляска — уже служила целям подготовки к охоте, была своего рода тренировкой. В пляске человек изображал зверя, его движения, повадки. «Зверь» убегал от преследователей, те искали его след, стреляли в цель, преодолевали преграды, то есть получали необходимую закалку, отрабатывали, закрепляли полезные навыки. Однако существовал и третий тип превращения человека в иное существо — тотемическая пляска. В ней фигурировал уже не просто зверь, а животное-тотем, то есть зверь, имеющий значение в человеческом обществе как родоначальник, выразитель характерных особенностей социальной группы.
©Disigned by Pacific 2000-2013 |