Виртуальная галерея А. Клейменова. Познавательный блок. История искусства - Тотемическая пляска

Познавательный@Блок

 

A. K l e i m e n o v

Главная / Познавательный Блок / Мифология

Тотемическая пляска

Мир вне ценностного отношения к человеку, мир как таковой, мир без предварительной материальной или духовной переработки в ходе человеческой жизнедеятельности не вступает в сферу искусства и не может получить в нем воплощения. А это, между прочим, говорит и о том, что предмет искусства формируется, складывается в ходе освоения мира человеком. Выло бы упрощенчеством представлять проблему в таком виде: художник в творческом порыве придает явлениям действительности тот или иной смысл, «очеловечивает» любое из них, попадающее в поле его зрения. На самом же деле он сталкивается с миром, уже «очеловеченным» обществом. Прежде чем оказаться изображенным на скале, олень или бизон уже приобрели для первобытного человека определенное значение, уже «включились» в сферу его отношений, уже «слились» с человеком в единое целое, ибо, добывая этого зверя, человек испытывал волнение, попадал в те или иные ситуации, ему были свойственны какие-то состояния, вызванные охотой.

Весьма тонкий анализ предмета искусства был осуществлен советским ученым А. Д. Авдеевым. Для него главной спецификой театра (а именно происхождению театра посвящена работа А. Д. Авдеева) явилось превращение человека в иное существо, то есть известное «представительство» человека через нечто иное, внешнее ему.

Но такое превращение человека древнего мира в иное существо было не одного, а нескольких типов.

Первый из них — охотничья маскировка. Чтобы легче было подкрасться к зверю или птице, охотник старался подделаться под его внешний вид. Бушмены умело укрывают себя страусовыми перьями, а над ними на искусно сделанной длинной шее возвышается настоящая страусиная голова. Ненцы-охотники, покрывшись шкурой оленя, увенчанной рогатой головой, незаметно подкрадываются к ничего не подозревающему стаду и поражают с близкого расстояния свою жертву. Э, Тэйлор рассказывает, как охотятся индейцы из племени «собачьи ребра». «Передний из двух охотников держит в одной руке голову оленя, имея в другой связку ветвей. Движением руки он заставляет рога тереться о ветки на манер того, как это делает живой олень. Оба охотника вместе движением ног подражают передним и задним ногам оленя. Таким путем они входят в середину стада и убивают самые отборные экземпляры».

Наскальная живопись верхнего палеолита сохранила изображения как людей, явно замаскированных под зверей или крупных птиц, так и неких антропоморфных существ, у которых человеческие и звериные черты настолько «срослись», что их невозможно отделить друг от друга. Но и здесь, по всей вероятности, отражены мотивы, связанные с охотничьей маскировкой.

Если охотничья маскировка имела прямое промысловое значение, то вторая разновидность превращения в иное существо — а именно охотничья пляска — уже служила целям подготовки к охоте, была своего рода тренировкой. В пляске человек изображал зверя, его движения, повадки. «Зверь» убегал от преследователей, те искали его след, стреляли в цель, преодолевали преграды, то есть получали необходимую закалку, отрабатывали, закрепляли полезные навыки.

Однако существовал и третий тип превращения человека в иное существо — тотемическая пляска. В ней фигурировал уже не просто зверь, а животное-тотем, то есть зверь, имеющий значение в человеческом обществе как родоначальник, выразитель характерных особенностей социальной группы.

 

©Disigned by Pacific 2000-2013

 

Hosted by uCoz