Виртуальная галерея А. Клейменова. Познавательный блок. История искусства - Воспроизвести — значит познать

Познавательный@Блок

 

A. K l e i m e n o v

Главная / Познавательный Блок / Мифология

Воспроизвести — значит познать

Стало быть, мы не можем ограничиться лишь одной причиной для объяснения возникновения художественного образа. Нужно иметь в виду действие нескольких, а вернее, даже многих причин, которые в совокупности могли привести к такого рода результату.

Но причины могут вызвать возникновение явления, а могут и не вызвать — в зависимости от условий, в которых они действуют. Это правило в полной мере сохраняет силу и в нашем случае.

Итак, как же возник художественный образ?

Вспомним, что у людей верхнего палеолита появилась потребность сохранить и передавать общественную жизнедеятельность. Выше, останавливаясь на социальных функциях искусства, нам уже приходилось говорить о том, что общественная жизнедеятельность включала себя самые разнообразные проявления жизни человека. Всю эту совокупность, этот новый мир можно сохранить и передать лишь в том случае, если будет найден способ воплотить его во всей наполненности жизнью, чувствами, так, как он существует реально. Этого нельзя выразить на языке даже самых разработанных, разветвленных и систематизированных понятий. И мы отмечали, что человек верхнего палеолита ими попросту не обладал, тем более что и становление языка к тому времени еще далеко не завершилось.

Все это толкало форму воплощения жизнедеятельности к жизнеподобию и конкретности, выдвигало принцип: как происходило, как на самом деле ощущалось, так и должно быть воплощено. Радость так радость, зверь так зверь, охота так охота. Образ должен быть максимально похож на оригинал, максимально приближен к нему, максимально ему тождествен.

И эта тенденция порождает жизнеподобие художественных образов: «Танец кенгуру», воспроизводящий действительные повадки и движения животного, наскальное изображение бизона, по которому можно составить точное мнение об одном из распространеннейших представителей тогдашней фауны, украшения на оружии, рисунок которых легко обнаруживал сходство с тем или иным зверем, растением. Историки, географы со спокойной совестью используют наскальные изображения и декоративную орнаментику орудий труда и быта как документы, достовернейшие свидетельства.

Но нужно было воплотить не просто жизнь, а именно нужную обществу, способствующую его укреплению и развитию. Уже это предполагает отбор по степени нужности и ненужности, важности и неважности. А сам этот отбор требовал осознанного выделения общественно необходимого, требовал услуг человеческого сознания. Это создавало встречную тенденцию: осмыслить, обобщить, аналитически отделить главное от неглавного, имеющее значение от не имеющего такового.

Это, в свою очередь, требовало еще большей аналитичности. Ведь для того, чтобы определить, важное или неважное это отношение, предмет, чувство, требовалось проникнуть в их сущность, понять, что они такое, каково их место в ряду других отношений, предметов, чувств.

Таким образом, форма передачи жизнедеятельности должна была быть такова, чтобы, с одной стороны, сохранить непосредственность, конкретность самой жизни, быть ее точной, детальной копией, а с другой — быть ее осмыслением, анализом, выделением наиболее значимого, то есть быть познанием, непременным отходом от индивидуального, конкретного в область общего, сущностного. Иначе говоря, эта форма должна была быть одновременно индивидуальным, отдельным (то есть равным жизнедеятельности) и общим, характерным (то есть действительно наиболее значимым).

 

©Disigned by Pacific 2000-2013

 

Hosted by uCoz