Виртуальная галерея А. Клейменова. Познавательный блок. История искусства - Двусоставность художественной информации

Познавательный@Блок

 

A. K l e i m e n o v

Главная / Познавательный Блок / Генезис искусства

Двусоставность художественной информации

Информация, которая возникла как результат действия на нас художественного произведения, оказалась не одно- а двусоставной: она складывалась из мыслей и чувств, которые песня и танец передавали, и из мыслей и чувств, которые они в нас вызвали; объединившись в своей, как говорил Гегель, совокупности, они и передали ту художественную информацию, что естественно возникает при восприятии произведений искусства.

Вспомним конкретный пример: танец и песню бушменов в ночь полнолуния. Допустим, что рассказавший об этом путешественник отличался богатым воображением, был чувствительным и склонным к фантазированию. Видимо, так оно и было в действительности, видимо, в своих воспоминаниях он слишком далеко отошел от содержания песни и танца. Он не был бушменом, а бушмены в танце и песне не могли поведать о том, о чем не имели ни малейшего понятия, — о прошлой жизни белого человека. Но даже соглашаясь со всем этим, мы не можем отрицать по крайней мере таких трех выводов: переживание было не просто навеяно, а именно предопределено танцем и песней; характер переживания соответствовал движению танцоров, мелодии песни и всей обстановке лунной ночи, также включенной в систему художественного образа; и наконец, при всем различии жизненного опыта бушменов и европейца они испытывали нечто родственное при несомненных отличиях в деталях и в степени интенсивности переживания.

Итак, возникающие ассоциации, их характер, а в известной мере и их содержание были предопределены художественным произведением, им вызваны и .направлены. Жизненный ритм и опыт слушателя совпали с ритмом и опытом песни, и возникло художественное впечатление, в котором информация, непосредственно сообщаемая произведением, вызывая отзвук у воспринимающего, оживая в его мыслях и чувствах, обогащалась в этих последних.

Без сомнения, если сравнить наскальное изображение медведя с медвежьей пляской, то во втором случае количество непосредственно непередаваемой информации будет больше, чем в первом. Но она будет и там и здесь. К удивлению путешественников и исследователей, бедные и даже, как некоторые их характеризовали, дикие, невыразительные, монотонные мелодии туземцев вызывали у тех сильное ответное переживание, которое путешественникам было совершенно непонятно. Жизнь, воскрешаемая этими мелодиями, была им недоступна, они имели дело не с художественным образом, а лишь с некоторыми элементами его внешней оболочки — лишенными значения звуками. Впрочем, аналогично проходило знакомство европейцев и с произведениями изобразительного искусства туземных племен. Они видели лишь оболочку — фигурку человека или контур зверя, но не могли постичь передаваемый посредством их смысл.

Стало быть, оболочка, то есть внешне изображенная или выраженная сторона жизни, является лишь частью художественного образа. Она достраивается до целого благодаря подразумеваемому, но опущенному смыслу. Первобытному человеку было достаточно лишь характерного контура или какой-либо из черт зверя (например, головы), чтобы возник его полный образ. Поэтому наскальные изображения или фигурки женщин типа виллендорфской Венеры лишены деталей, подробностей; они натуральны, жизнеподобные, но не натуралистичны.

 

©Disigned by Pacific 2000-2013

 

Hosted by uCoz