Познавательный@Блок A. K l e i m e n o v Главная / Познавательный Блок / Генезис искусства Мироощущение человека Итак, рисунок мамонта или лося вызывал к себе сходное отношение разных членов рода, он воскрешал жизненный опыт, почти идентичный у каждого члена общества. Знание зверя у всех было настолько полным, что изображение, в котором воспроизводилось лишь общезначимое, легко дополнялось, восстанавливалось.Опускалось обычно то, что казалось само собой разумеющимся, было своего рода «общим местом» для всех. Академик А. П. Окладников пишет об ангарских наскальных изображениях: «Звери чаще всего следуют друг за другом, неторопливо и величественно шагая в пространстве, то есть конкретно — по лесу. Изображения ландшафта вообще, и в частности леса, в нашем понимании слова, конечно, на писаниях нет. Но он явно подразумевается и живет в мозгу художника, не представляющего жизни на земле вне леса, вне привычных ему лесных ландшафтов». Но если столь однородными были само мироощущение человека, его воспитание и знание им окружающей природы, то не меньше сходного и близкого было в области человеческих реакций на мир, мыслей, чувств, потребностей, ощущений. А ведь именно они, как уже говорилось выше, прежде всего передавались посредством искусства. И не случайно поэтому внезапно возникающий при возвращении в деревню удачливых охотников спектакль-импровизация или перешедший от предков канонический танец доставляли единое переживание, единое ощущение жизни всем членам общества от мала до велика. Конечно, за пределами данной родовой или племенной группы такой идентичности мыслей и чувств могло и не быть; поэтому можно предположить, что искусство одних племен для других было лишь внешне информационно. В рамках одного рода тоже были различные локальные произведения — скажем, те, что исполнялись при всякого рода ритуальных «обращениях». Например, при выполнении обрядов, делавших мальчиков полноправными членами мужской, девочек — полноправными членами женской «общины» рода. Но эти песни и танцы вряд ли в полной мере можно называть произведениями искусства, — в них художественные средства применялись скорей для усиления психологического воздействия обрядов, в которых посвящаемые должны как можно полнее ощутить свою обособленность в этот важнейший момент, а также значительность происходящего с ними превращения. (Впрочем, в определенных границах и здесь, видимо, действовал закон художественного уподобления.) Может быть, именно поэтому такие обряды посвящения совершаются в тайне от непосвященных, под охраной ряда серьезнейших запретов.
©Disigned by Pacific 2000-2013 |