Познавательный@Блок A. K l e i m e n o v Главная / Познавательный Блок / Рождение художественного образа Микроклимат искусства Художественное содержание превращает вас (воспринимающего) не только в очевидца, но и в «участника» событий: это вы и «совершили» убийство, и стали «действовать» в зависимости от сложившейся в результате этого обстановки. Сообщение из фактора внешнего воздействия переходит во внутреннюю сферу и становится событием, «происходящим» со мной. Информацию пиктографического письма я принимаю к сведению, информация искусства становится моей, пусть и духовной, иллюзорной по форме, но именно моей жизнедеятельностью.Рисунок в пиктографическом письме должен удовлетворять единственному требованию — предмет или явления, которые изображаются, должны быть узнаны, а стало быть, сообщение, переданное рисунком, должно быть понято. Поэтому не имеет особой важности, каким путем достигается результат. Сошлемся опять на свидетельство Н. Н. Миклухо-Маклая, который пишет, что он скоро увидел, «насколько различными выходят у них изображения обыкновенных вещей... Приведу пример: мужчина изображался (даже одним и тем же художником), во-первых, в виде грубой человеческой фигуры; во-вторых, в виде мужского полового органа». Причем во всех этих случаях изображения варьировались. Например, гребнем с пучком перьев изображался полноправный мужчина (тамо) в отличие от молодых людей (маласси), носящих не пучки перьев, а лишь одно петушиное перо; именно так их и обозначали. Художественное содержание по самой своей сути не могло просто «приниматься к сведению», и поэтому форма его не была столь нейтральна, она должна была быть именно такой, какая позволила бы ожить содержанию в мыслях и чувствах воспринимающего. Содержание пиктографического рисунка или их серии было данным, единичным фактом или явлением, вполне определенным конкретным событием. Так оно и воспроизводилось. Н. Н. Миклухо-Маклай точно определил природу этого рисунка: фотография, копия действительно происходящего. Иное дело в искусстве. Здесь содержание всегда поднимается до сущности, до закономерности, до характерности. Воспроизводится не данный, увиденный на сегодняшней охоте, бизон, а бизон «очеловеченный» — животное, занимающее соответствующее место в жизни людей и постигнутое через гамму его специфических особенностей. И глядя на изображение бизона, человек воскрешал в памяти не охоту, которая была три новолуния тому назад, а вообще некую победоносную охоту, как событие, показывавшее, что человек оказался сильнее сильного и прекрасного зверя. Ассоциация может идти через воскрешение в памяти действительно пережитых событий, но художественное содержание шире, чем эта информация, выплывающая из памяти. В рисуночном сообщении о пире по поводу сооружения двух лодок нельзя было из двух лодок сделать одну, из двух съеденных свиней — одну, уменьшить или увеличить число кушаний, а также гостей. Это искажало бы действительно происходившее и, естественно, не могло точно, достоверно воскресить его в памяти. Для художественного произведения более или менее безразлично, одна лодка или три, две свиньи или шесть, сорок гостей или четверо. Важно, чтобы была обрисована изобильность пира, его значительность, его популярность не только среди своих, но и среди «чужих». Фактическая сторона дела отступает на второй план в сравнении с сутью события.
©Disigned by Pacific 2000-2013 |