Виртуальная галерея А. Клейменова. Познавательный блок. История искусства - Природа предваряет искусство

Познавательный@Блок

 

A. K l e i m e n o v

Главная / Познавательный Блок / Рождение искусства: необходимость или случайность?

Природа предваряет искусство

«Возникновению тех памятников изобразительного искусства, которые относятся к ориньяко-солютрейской культуре (то есть к началу верхнего палеолита)... видимо, предшествовал длительный период такой изобразительной деятельности первобытного человека, когда она не была искусством, а выступала в роли дополнительных, вспомогательных средств взаимного общения людей в труде», — читаем мы в одной из монографии. Что под этим имеется в виду? Заметил человек след на песке или мягкой земле — и стало ясно: можно намеренно фиксировать свои следы, чтобы по ним ориентироваться самому, а также оставить знак другим людям. На стенах человек «не мог не замечать различные естественным путем образовавшиеся пятна, напоминающие по своим очертаниям какого-либо животного или человека, ту или иную часть их тела. Человек мог находить камни, напоминающие морду зверя. Все это вызывало у него ассоциации с животными или другими людьми и действовало на его чувства и воображение, вызывало эмоциональное возбуждение, желание довершить до более отчетливого сходства то, в чем имелся лишь легкий намек».

Человек, кроме того, по-видимому, прибегал к зарисовкам отдельных животных для лучшего их познания, при коллективном планировании охоты, что в качестве одного из следствий дало впоследствии практику изобразительного творчества.

Аналогичные рассуждения можно встретить и в других работах. Вслед за известным ученым Г. Люкэ некоторыми исследователями высказывается мысль о том, что вначале человек прошел фазу «наивного реализма», когда он еще неосознанно воспроизводил природу. Так называемые «макароны» — рисунки, представляющие собой сеть запутанных волнистых полос и линий, в которых можно угадать очень уловимо фигуры змей, паука, мамонта, оленя и даже изображения женщин, — представляли собой соединение вполне различимых контуров зверей и в беспорядке нанесенных полос и царапин. Иначе говоря, здесь имеет место сочетание разумного (и стало быть расшифровываемого) и хаотичного, «темного», неразумного (чего нельзя понять). И здесь из неискусства рождается искусство.

След зверя имел большое значение для древнего человека, так как был своего рода его синонимом. Загадочные линии в «макаронах» были подражанием тем царапинам, что остаются от медвежьих когтей. На стенах пещер изображаются и следы руки человека: они также были «представителями» людей.

 

©Disigned by Pacific 2000-2013

 

Hosted by uCoz