Виртуальная галерея А. Клейменова. Познавательный блок. Рождение искусства: необходимость или случайность?

Познавательный@Блок

 

A. K l e i m e n o v

Главная / Познавательный Блок

Рождение искусства: необходимость или случайность?

Начнем с небольшого отступления. Во введении мы уже упоминали об «эстетических нигилистах», утверждающих, что настанет период, когда искусство будет вытеснено, исчезнет и т. п. Известны теории, согласно которым искусство возникает из неискусства в результате внезапно появляющихся в мозгу человека ассоциаций, в результате удовольствия от повторения без цели трудовых операций и т. п. При всей их несхожести эти позиции сближает одно обстоятельство: искусство оказывается случайной, необязательной страницей человеческой истории.
Действительно, «если» искусство исчезнет, то общество окажется способным функционировать и развиваться и без него, оно — вполне устранимый атрибут жизни. В другом случае, «если бы» ассоциации не возникли или человеку вдруг не захотелось бы обрабатывать не только режущую часть кремня, но и рукоятку, если бы ему не пришла мысль еще раз бросить копье уже не в зверя, а просто так, то искусство не родилось бы на свет?
Но здесь существует и еще один поворот. Есть специалисты, считающие, что искусство возникло до верхнего палеолита, что оно уже было у неандертальца (чашечные камни Ля-Ферраси, красные полосы и т. п.). Зато другие утверждают: искусство неоантропа — это еще не подлинное искусство, подлинное же возникло позже. Став на любую из этих точек зрения, мы должны будем признать, что колыбелью искусства мог стать и верхний палеолит и какой-либо другой исторический период, то есть здесь нет строгой закономерности.
Такого рода позиции заставляют нас посмотреть на проблему возникновения искусства через призму категорий необходимости и случайности.
Истории известно немало счастливых стечений обстоятельств, несметно обогативших жизнь людей, их знания, изменивших ход их дальнейшего развития. Яблоко «случайно» упало на лоб лежавшего под яблоней Ньютона, тот прозрел и... открыл закон всемирного тяготения. Ванна, в которую погрузился Архимед, случайно оказалась наполненной больше обычного, вода полилась через край — и вот уже благодарное человечество заучивает «закон Архимеда»: тело, погруженное в жидкость, теряет в весе ровно столько, сколько весит вытесненная им жидкость.

Случайность — форма проявления необходимости
Из неискусства рождается искусство
Природа предваряет искусство
Использование возможностей, предоставляемых природой
Развитие «художественной» деятельности
Теория «двух скачков»
Решение проблемы
Первое человеческое общество

 

©Disigned by Pacific 2000-2013

 

Hosted by uCoz