Виртуальная галерея А. Клейменова. Познавательный блок. История искусства - Искусство порождено общественной необходимостью

Познавательный@Блок

 

A. K l e i m e n o v

Главная / Познавательный Блок / Общественные функции искусства

Искусство порождено общественной необходимостью

Интерес представляет и точка зрения Л. Переверзева. Рассматривая процесс формирования человеческого коллектива, отмечая необходимость подчинения стремлений одиночек общим требованиям, он обращает внимание на известное по многочисленным этнографическим свидетельствам обстоятельство: «подчинение личных импульсов и влечений некоторому ограничению и упорядоченности». Это, по его мнению, которого нельзя не разделить, создает у индивида известную субъективную напряженность, увеличивающуюся по мере усложнения форм его поведения. При столкновении людей со все возрастающими трудностями появляются различные чувства: «Чувство разочарования, вызванное несоответствием между ожидаемыми и реальными результатами его усилий, столкновения противоречивых интересов и желаний, конфликты с другими людьми, наконец, просто психическая усталость вызывают в нем ощущение гнетущей тяжести, неудовлетворенности, тревоги, тоски. Нередко все это приводит человека к мучительно болезненным, почти невыносимым страданиям...» И вот «с незапамятных времен люди научились прибегать к искусству как к одному из самых могущественных средств исцеления от всех своих недугов». Почему для этого пригодно именно искусство? В художественных образах человек воссоздает ситуации своих затруднений и тяжелых переживаний; проникая в них посредством художественно-творческого труда, он добивается разрядки скопившегося в нем напряжения и, осознавая действительные законы жизни, перестает быть рабом своих смятенных чувств, обретает власть над самим собой.

Нельзя не отметить известную модернизацию, свойственную разбираемой концепции: преувеличенное представление о сложности духовного мира древнего человека, придание чрезмерного значения отрицательным эмоциям в его мироощущении. Но для нас важно отметить, что и здесь искусство порождено общественной необходимостью.

Но если в этом и в ранее рассмотренных случаях к возникновению искусства приводят пусть и важные, но тем не менее частные общественные потребности, то Эрнст Гроссе стремится связать указанный процесс с самой природой ведения охотничьего хозяйства, то есть с экономической необходимостью. Правда, он временами упрощает, спрямляет связь между художественным творчеством и «грубой, кочевой жизнью охотника», подчас слишком однозначно трактует влияние отдельных видов искусств на первобытную жизнь: «Орнаментика прежде всего развивает технику; косметика и танцы играют важную роль в сближении полов, а влияя на половой отбор, могут служить к улучшению расы». «Косметика, устрашая неприятеля, — пишет Э. Гроссе, — а поэзия, танец и музыка, одобряя и воспламеняя воинов, — все увеличивают силу сопротивления социальной группы против враждебного нападения другой». Тем не менее и подходы к окончательному выводу и сам этот вывод должны быть безусловно поддержаны.

 

©Disigned by Pacific 2000-2013

 

Hosted by uCoz