Виртуальная галерея А. Клейменова. Познавательный блок. История искусства - Истоки уподобления

Познавательный@Блок

 

A. K l e i m e n o v

Главная / Познавательный Блок / Общественные функции искусства

Истоки уподобления

Поскольку художественную информацию нельзя передать без уподобления принимающего передающему, постольку само художественное восприятие не сводится лишь к постижению уже готового, созданного произведения. Его роль куда более широка: в известной мере оно диктует и законы построения художественного образа.

Теоретически проблема сводится к следующему. Раз художественная информация должна оживать в воспринимающем — значит художественный образ необходимо должен быть таков, чтобы этот эффект непременно наступил. Иначе говоря, особенности художественного восприятия воплощаются и в структуре художественного образа. Не только читатель постигает созданное художником произведение, но и художник создает это произведение с учетом особенностей его восприятия теми людьми, которым оно адресовано. Обратная связь здесь несомненна.

Исторически эта проблема имеет такое объяснение и истоки.

В эпоху верхнего палеолита разделение труда не достигло еще такой степени, чтобы вычленить труд скульптора, композитора или артиста в самостоятельную отрасль. Художественная способность, талант, несомненно, играли большую роль. Так, например, этнографические данные показывают, что среди племени, в котором все умели танцевать, тем не менее выделялись особенно одаренные, особенно выносливые и ловкие танцоры. Э. Гроссе даже считал, что они играли важную положительную роль в улучшении расы, так как были наиболее физически сильными и в танцах пленяли сердца женщин. Но если отбросить этот далекий от искусства момент, то оказывается очевидным, что в древние времена были не только лучшие танцоры, но и лучшие художники, лучшие песенники и т. д.

 

©Disigned by Pacific 2000-2013

 

Hosted by uCoz