Виртуальная галерея А. Клейменова. Познавательный блок. История искусства - Характер уподобления

Познавательный@Блок

 

A. K l e i m e n o v

Главная / Познавательный Блок / Общественные функции искусства

Характер уподобления

Разумеется, своеобразие передаваемой произведением искусства информации накладывало свой отпечаток и на характер уподобления, формировало его особенным образом. Если в только что приведенном случае создавалось определенное настроение, а звуки и движения подталкивали воображение, то в уже знакомой нам песне туземцев в честь Стэнли воссоздавалась определенная жизненная ситуация, описывались события, чувства, которые должны были стать чувствами воспринимающих. И в том и в другом случае игра воображения не была произвольной, абсолютно свободной. Она постоянно направлялась пением и танцем, удерживалась в определенном русле. В песне о Стэнли, как уже говорилось об этом выше, дело обстояло не так, что передавалось и принималось к сведению некое сообщение, какие-либо сведения. Здесь тоже происходило наложение воплощенного в произведении опыта на опыт воспринимающего, и здесь воссоздавались чужие поступки, мысли и чувства в моих, воспринимающего, поступках, мыслях и чувствах. Иначе говоря, здесь имела место в известной мере свободная интерпретация и оценка информации, которая в определенной степени передавалась нам непосредственно, но служила также сигналом, по которому включался собственный ассоциативный и чувственно-мыслительный «механизм». А стало быть, при всех различиях между этими типами художественного уподобления имеется единство, позволяющее рассматривать это явление при всей гамме его разновидностей и оттенков как нечто целое, как определенное качество, обладающее общими свойствами.

Но, сделав это заключение, мы все же не разрешили всех сомнений. Допустим, нам удалось доказать необходимость уподобления при восприятии музыкальных и хореографических произведений. Однако можно ли на основании этого утверждать, что с подобным же эффектом мы встречаемся и в случаях с живописью, скульптурой, графикой, а позднее — поэзией и другими видами искусства? Можно ли считать закон художественного уподобления универсальным для всего искусства или он локально действует лишь в некоторых его областях?

Естественно, что наш ответ на эти вопросы может касаться лишь рассматриваемого периода истории.

 

©Disigned by Pacific 2000-2013

 

Hosted by uCoz