Виртуальная галерея А. Клейменова. Познавательный блок. История искусства - Танец у костра

Познавательный@Блок

 

A. K l e i m e n o v

Главная / Познавательный Блок / Общественные функции искусства

Танец у костра

Благодаря каким же своим качествам, благодаря каким особенностям искусство смогло удовлетворить эту общественную потребность? Почему ни религия, ни мораль, которые также появились в эпоху верхнего палеолита, не выполняли в полной мере и не смогли бы выполнить этой функции?

Чтобы ответить на эти вопросы, нужно понять, что же делает искусство именно искусством, в чем его основные отличительные признаки.

Датский этнограф Йене Бьерре, долго живший среди бушменов южноафриканской пустыни Калахари, дает одно весьма любопытное свидетельство: прошла весьма удачная охота, она дала вечно недоедающим бушменам много пищи. Все жители поселения приняли участие в пиршестве. «Обвисшие животы стариков раздулись, как шары. Старая Гаусье обвязала живот полоской кожи, чтобы уместить туда еще кусок... Глаза бушменов блестели от радости, все говорили разом, причмокивали губами, икали. А когда пирующие уже не могли есть, они один за другим валились на спину и засыпали изнемогшие и пресыщенные... Весь следующий день бушмены лежали в полудремоте и оцепенении, как переевшие удавы». А вечером начался праздничный танец.

«Он возник стихийно: несколько девушек придвинулись к костру и, прихлопывая в ладоши, высокими голосами запели монотонную мелодию. К ним присоединились женщины постарше. Тогда мальчики, еще не имевшие права участвовать в танцах общины, по собственной инициативе образовали круг и стали притопывать, как взрослые, танцы которых они видели много раз.

Постепенно четкая, ритмическая песня становилась громче и стройнее. Мужчины, которые не могли больше сопротивляться призывной мелодии, вышли в круг и начали танцевать. Мальчики мгновенно уселись на землю рядом с другими зрителями, совсем маленькими детьми и стариками. Танцоры все быстрее носились вокруг костра, поднимая пыль и песок. Ритм песни учащался.

Это был «Танец серны». Мужчины танцевали в небольшом кругу, неистово топая, чтобы показать, как они гонятся за добычей. Затем Самгау (имя одного из бушменов. И дальше в рассказе будут встречаться собственные имена других бушменов) вырвался из круга и вытянул руки, имитируя рога сернобыка. Цонома и Нарни схватили луки и продолжали танец вокруг Самгау, который старался держаться от них на расстоянии. Топот все убыстрялся. Танцоры, воспроизводившие сцены охоты, покрылись потом. Охотники сделали вид, что пускают стрелы, Самгау прыгнул в сторону, а преследователи «пошли по его следам». Самгау шатался, часто и тяжело дышал, вытягивал руки к охотникам, как бы собираясь боднуть их. Все участники строго подчинялись ритму. Наконец Цонома, подпрыгнув, добил «сернобыка» копьем, и танец закончился под общий возбужденный смех.

Все разгорелись и оживились и, немного отдышавшись, продолжали танцевать. Последовали танцы страуса, кузнечика, лани и много других танцев на темы бушменских мифов и сказок, в большинстве своем о жизни животных. В одном танце гиена собралась съесть добычу, но на нее напали шакалы. В другом самец защищал свою серну и детеныша от наскоков второго самца, пока не пришли охотники и не перебили их всех. Бушмены восторженно кричали: «Так много чудесного мяса!» Иногда кто-либо из женщин внезапно вскакивал с места и вступал в круг танцующих мужчин. Они протягивали к ней руки и делали вид, что ласкают ее, но не притрагивались к ней.

Очарование танца захватило всех. Даже старая Гаусье отважилась сделать несколько па, решив показать, какой живой она была в далекой юности, но ноги не слушались ее, и она тяжело упала на траву. Танцы продолжались до рассвета».

 

©Disigned by Pacific 2000-2013

 

Hosted by uCoz