Виртуальная галерея А. Клейменова. Познавательный блок. История искусства - Стремление следовать натуре

Познавательный@Блок

 

A. K l e i m e n o v

Главная / Познавательный Блок / Мифология

Стремление следовать натуре

А. Д. Авдеев приводит свидетельство Ф. Кох-Гринберга о тотемических плясках индейцев северо-западной Бразилии. Там «замаскированный черным кондором держал обеими руками приложенную к затылку палку и подражал, раскачивая верхнюю часть тела, походке вперевалку этой птицы, которой ее мощные крылья мешают ходить свободно по земле. Замаскированный ягуаром делал прыжки подобно кошке, сильно нагнувшись вперед верхней частью тела, и дул при этом в тростник с привязанным к нему для резонанса горшком, извлекая из него звуки, напоминающие рев ягуара. Пляска навозных жуков представляла, как это насекомое катает шарики из навоза. Двое замаскированных двигались взад и вперед под звуки песни, держа друг друга за руку. В другой руке каждый из них держал палку, зажав ее под мышкой. Этими палками они катали по земле третью палку, изображающую навозный шарик. У замаскированного совой был надет только на голову маскировочный убор: тело было, в противоположность другим, ничем не покрыто. В левой руке у него была горящая щепка, а в правой — палка. Короткими прыжками он прыгал то туда, то сюда и стучал палкой о столбы в доме, причем кричал по совиному «пу-пу-пу!». Он изображал, как сова перелетает с дерева на дерево. Горящая щепка, по-видимому, изображала горящие глаза совы».

Стремление следовать натуре было характерно и для тотемической пляски других народов.

В только что приведенных примерах отметим натурность уже иного свойства: не точную копию, а более или менее приближенный образ, подчас лишь намек на особенности животного, насекомого или птицы, способный вызвать представление о нем. Согласитесь, что горящая щепка скорей является намеком на совиный глаз, чем его точным воспроизведением, а катаемая по земле палка лишь в мозгу человека, хорошо знающего образ жизни жуков, могла вызвать представление о навозном шарике.

В тотемической пляске пляшущий старался передать образ не вообще медведя или выдры, а именно медведя, который является, как отмечает А. Д. Авдеев, или «покровителем», или «хозяином», или «предком», то есть животным, представленным через свою общественную функцию, а отсюда — и общественное значение. «У квакнутл один из самых распространенных тотемических образов — ворон». И он предстает «как мироустроитель, культурный герой, укравший и подаривший людям солнце и научивший их многим необходимым в жизни вещам: то он представляет собой птицу мертвых, переносящую души умерших в потусторонний мир; то он является хитрым и жадным злодеем, а иногда и неуклюжим увальнем, с которым происходят всякие смешные приключения».

Весьма важно отметить, что животное в тотемической пляске одновременно сохраняет свой внешний облик и повадки и в то же время действует, чувствует, как человек. В одном лице объединяются два начала, но животное начало — явно подчиненное. Зверь говорит языком человеческих мыслей и чувств.

Здесь и только здесь мы встречаем подлинный предмет художественного отражения — «очеловеченную» природу. И только тотемическую пляску можно считать зародышем искусства.

 

©Disigned by Pacific 2000-2013

 

Hosted by uCoz