Виртуальная галерея А. Клейменова. Познавательный блок. История искусства - Процесс зарождения художественного образа

Познавательный@Блок

 

A. K l e i m e n o v

Главная / Познавательный Блок / Мифология

Процесс зарождения художественного образа

История, как известно, необратима. Процесс зарождения художественного образа и формирования его составных частей — дело далекого прошлого. Этот процесс нельзя увидеть в натуре, так как художественный образ как форма, как тип воплощения жизни существует уже множество тысячелетий; и сейчас писатель, композитор, художник — какой бы темы он ни касался, в каком бы жанре искусства ни выступал — использует эту форму для реализации своего замысла. Стало быть, чтобы исследовать процесс зарождения художественного казаться на первый взгляд. Действительно, и скульптура, и наскальная живопись, и музыка, и танец верхнего палеолита или близких ему эпох отличаются художественно-образной спецификой. Словно какой-то могучий, стремительный поток вынес их на поверхность. Произведения верхнепалеолитического искусства обнаружены в самых различных точках Земли. О каком-то взаимном влиянии или передаче традиций говорить не приходится. Дело не только в том, что в то время такие всемирные коммуникации были невозможны. Любое заимствование может прижиться и сохраняется только в том случае, если падает на благодатную почву, соответствует потребностям тех, кому оно передается. Гораздо правдоподобней предположение, что художественный образ вызвали к жизни в различных уголках Земли, у разных народов сходные причины одного плана.

Наконец, нельзя не обратить внимание на еще одну особенность: какой бы степенью импровизации ни отличались исполнение танца или песни кем-либо из представителей так называемых примитивных народов, всегда исполнение входит в русло художественно-образной выразительности. Сошлюсь здесь только на один пример.

Английская путешественница К. Майтингер рассказывает, что, когда они уезжали с плантации на Соломоновых островах, туземки — жена плантатора и ее многочисленные родственники — наблюдали с интересом за укладкой чемоданов. То ли исчезавшие в недрах чемоданов вещи произвели на присутствующих большое впечатление, то ли им передался ритм движений двух белых женщин, но только одна из туземок «запела, не разжимая губ. Потом она замолчала, громко захохотала вместе со всеми остальными и снова запела тот же мотив, протяжно голося на шестой ноте. Неожиданно другая женщина вступила на четвертой ноте и затянула ту же мелодию; потом запела третья. Они пели с закрытыми ртами, но очень гармонично и протяжно, как при богослужении. Потом первая женщина перешла к сольному исполнению и пела приблизительно следующее: «Обе миссис уезжают, уезжают, уезжают... Они укладывают в ящик белые платья, белые платья, белые платья... (Платьев было три.) Они едут на катере... Они уезжают на пароходе... Высокая рисует картины, а маленькая поет зубами (то есть свистит). Право, они завтра уедут...».

Одна из женщин, та, что запела первой, поднялась с места и довольно застенчиво и неуклюже разыграла пантомиму, изображавшую укладывание вещей. Оставаясь стоять на месте, она показывала, как мы ходим взад и вперед; при этом она сильно притопывала пятками, что, по-видимому, является основным па в меланезийском танце».

Как мы видим, и здесь при совершенно явной импровизации возникает художественно-образная выразительность. Э. Джемс, хорошо знавший жизнь североамериканских индейцев, отмечает, что «когда что-нибудь приводит индейцев в возбужденное состояние, обычная беседа их не удовлетворяет, и их эмоции выливаются в песню и стих».

Тем более художественная выразительность проявляется, когда исполняется уже бытующая песня или танец. Что касается первобытных художников, то они не только неизменно прибегали к художественно-образному изображению зверя, но этот способ, манера такого изображения были настолько определенными, что позднейшие исследователи имели возможность четко их хронологически разграничить.

Стало быть, художественный образ и его появление связаны с особенностями той информации, того жизненного содержания, которое передается, а ключ к пониманию этих особенностей лежит в предмете искусства — в том, что художественно воплощается.

 

©Disigned by Pacific 2000-2013

 

Hosted by uCoz