Познавательный@Блок A. K l e i m e n o v Главная / Познавательный Блок / Теории происхождения Искусства Религиозная теория Из-за той относительной полноты, с которой в ней представлены различные взгляды ученых и художников прошлых времен на происхождение искусства. Остановимся на некоторых из них, особо важных для дальнейшего изложения и для уяснения существа проблемы.Достаточно долго просуществовала религиозная теория происхождения искусства; и это понятно, если вспомнить, что религия была господствующей формой идеологии на протяжении многих веков. Да и сейчас в ряде стран она сохраняет свои позиции. Применительно к искусству издавна употребляются выражения: «божественное вдохновение», «благосклонная муза», «неземное наслаждение» и т. п. В них отразились дань уважения к искусству, признание его выдающихся качеств, благотворности воздействия на людей. Но, кроме того, они в определенной мере свидетельствуют о том, что человек ощущал невозможность объяснить действительно весьма сложную, необычную природу искусства. Античные греки считали искусство «божественным даром», а мифические существа, дочери Зевса — музы «заведовали» отдельными видами искусства: Каллиопа, старшая из них, покровительствовала песнопениям, Клио — истории, Евтерпа — лирической поэзии, Талия — комедии, Мельпомена — трагедии, Терпсихора — танцам и хоровому пению, Эрато — любовной поэзии, Полигимния— богослужебному пению. По представлениям древних индусов, бог Брахма обучил великого мудреца Баранти-муни музыке и поэзии. Церковь, крепко державшая в своих руках бразды правления духовной жизнью людей, усиленно поддерживала религиозную версию происхождения искусства. Средневековые схоласты разработали теорию, согласно которой красота объявлялась одним из имен божьих, а искусство — проявлением божественной благодати, ее высоких достоинств. Поэтому светским произведениям нередко отказывали даже в праве на существование, безжалостно их уничтожали. Наивная беспомощность в объяснении природы художественного творчества и стремление опоэтизировать любимый предмет нередко дополнялись «реальными» аргументами вроде следующего. «Известно», что во сне люди «путешествуют», «общаются» с некими высшими существами, а те внушают спящему мысли и чувства, указывают поступки и действия. В свое время такие «контакты» с высшими силами, имевшие место во сне, люди представляли себе как реальность, как действительные события. Поэтому, когда, например, известный итальянский композитор Джузеппе Тартини рассказывал, что ему во сне явился дьявол и, взяв скрипку, сыграл великолепную мелодию с двойными триллерами, которую композитору осталось лишь записать, то религиозные люди охотно верили этому и еще больше укреплялись в мысли о божественности искусства.
©Disigned by Pacific 2000-2013 |