Познавательный@Блок A. K l e i m e n o v Теории происхождения Искусства Как отдельного человека, независимо от того, достиг ли он зрелого или даже старческого возраста, занимают и волнуют воспоминания детства, так и человечество в целом постоянно обращается мысленно к своей колыбели. И это нетрудно объяснить.Во взятых эпиграфом к книге словах Ф. Энгельса о «седой древности», образующей основу всего позднейшего более высокого развития, заключена одна из разгадок давнего и устойчивого интереса людей к глубокому прошлому. Какова та стартовая площадка, с которой начался «полет» человечества по восходящей траектории через века и тысячелетия? Кем мы были? Что представляли собою в первозданном виде, у истоков, важнейшие порождения человеческого общества — культура, наука, искусство? Ответы были столь же различны, сколь и эпохи, их породившие. Рассмотреть развитие взглядов на происхождение искусства — задача заманчивая и интересная, ибо особенности общественного сознания, характер мышления того или иного исторического периода, как в зеркале, отражались в этих воззрениях. Но эту задачу придется оставить — в данной работе нас интересует не история эстетической мысли, а история искусства, вернее, даже один из ее моментов — возникновение. Поэтому предпочтительней будет показать типологические, важнейшие подходы к проблеме происхождения искусства, те определяющие, доминантные признаки, которые клались в основу решения вопроса. С этой целью приходится группировать исследователей в зависимости не от того, к IX или к XIX веку они относятся, а от того, считали они искусство, скажем, одним из творений бога или разновидностью игры. Чтобы снять возможный упрек в неисторизме, особо подчеркнем, что анализ теорий происхождения искусства для нас лишь вспомогательный прием, необходимый для того, чтобы читатель, сделав с разных сторон подходы к проблеме, убедился бы в естественной необходимости нового, марксистского подхода. В 1930 году ленинградский профессор С. И. Чеботарев на собственные средства издал ничтожным тиражом небольшую книжицу, в которой рассмотрел теории возникновения искусства. Многое в этой работе теперь устарело, а отчасти уже тогда было неправильным, в том числе и в самой методологии. Однако мы взяли книжку С. Н. Чеботарева за отправную точку
Религиозная теория
©Disigned by Pacific 2000-2013 |