Познавательный@Блок A. K l e i m e n o v Главная / Познавательный Блок / Теории происхождения Искусства Лингвистическая и мелодическая теории Концепции, на которых мы остановимся дальше, также связывают возникновение искусства с естественными особенностями человека, но они исходят не из универсальных инстинктов, а из таких чисто человеческих способностей, которые порождают отдельные виды искусства, а уже эти виды приводят к появлению других.Лингвистическая теория утверждает: прежде всего было слово, а затем уже все остальное. Вот мысль Г. Спенсера: пение — свойство взволнованной речи, усиленное и приведенное в некую систему. И вокальная и инструментальная музыка — идеализированный вариант языка человеческих страстей. К. Штумф вносит такое добавление: поскольку один голос слишком слаб, стали кричать хором — и родилась октава, родилась из слова. Аналогичны рассуждения Тарда: стремление запечатлеть слова привело к письму, первоначально — к рисуночному, пиктографическому, а из него уже развились живопись, пластика. Далее слову придали еще большее значение: ритмически организованные слова предшествовали первой песне, памятник на могиле представлял собой запечатленное причитание и даже архитектура возникла благодаря поэзии: храмы строили, чтобы распространить религиозные идеи, которые могли существовать и достигать людей благодаря слову. Абсолютно схожа по системе доказательств, но противоположна по выводам, мелодическая теория. Звуки, в том числе и песня, согласно этой теории, предшествовали человеческой речи: дети еще не умеют говорить, но уже поют, «гулят». Русские ученые А. Неустроев и С. Ковалев доказывали в своих работах, что примитивная песня предшествовала слову. Правда, «мелодистам» не удалось вывести из звуков другие виды искусств, но приоритет музыки перед поэзией они «доказали». Не разбирая этих концепций по существу, хотелось бы все же отметить их явную неспособность объяснить происхождение искусства. Исторические данные показывают, что формирование языка действительно предшествует появлению художественного творчества. Однако само по себе развитие языка не приводит к зарождению искусства. А рассуждения К. Штумфа, Тарда полны таких натяжек и настолько бездоказательны, что о них нет смысла и говорить. «Мелодисты» явно не могут различить социально и эстетически организованные звуки (музыкальное искусство) от обычных, связанных с физиологическими, психологическими причинами.
©Disigned by Pacific 2000-2013 |