Виртуальная галерея А. Клейменова. Познавательный блок. История искусства - Марксистский подход к теориям искусства

Познавательный@Блок

 

A. K l e i m e n o v

Главная / Познавательный Блок / Теории происхождения Искусства

Марксистский подход к теориям искусства

Вслед за профессором С. Н. Чеботаревым мы познакомились с некоторыми основными теориями происхождения искусства. Мы не касались здесь магической или трудмагической концепции, и по сей день имеющей влиятельных сторонников, не рассматривали новую, прагматическую теорию (Л. Переверзев), трудоритмическую теорию и ряд других, так как с ними уместно познакомиться в других местах книги.

Здесь же необходимо сказать, хотя бы и кратко, о марксистской традиции подхода к проблеме.

Присущее марксизму соединение материализма с глубинами диалектики сказалось на нашей проблеме самым непосредственным образом. Уже в одной из ранних своих работ — «Экономическо-фнлософские рукописи 1844 года» — К. Маркс всесторонне исследует формирование «человеческого» начала общества, показывает зависимость духовной сферы жизни людей от материального производства. В дальнейшем и в «Критике политической экономии», и в «Капитале», и в других работах К. Маркс неоднократно касался различных аспектов жизни древнего общества, в том числе и искусства. «Диалектика природы», «Происхождение семьи, частной собственности и государства» и другие труды Ф. Энгельса содержат немало ценных положений, касающихся интересующего нас вопроса. Велико значение работ В. И. Ленина: «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?», «Материализм и эмпириокритицизм», «Философские тетради», знаменитое письмо к М. Горькому (ноябрь 1913 года) и др.

Интересующую нас проблему разрабатывали в своих трудах Поль Лафарг («Собственность и ее происхождение», «Очерки по истории культуры»), Г. В. Плеханов («Письма без адреса», «Конспект лекций об искусстве» и др.), М. Горький (можно привести целый ряд его высказываний, в основе которых лежит мысль о том, что человек по натуре своей художник). Но значение марксизма для трактовки проблемы происхождения искусства не исчерпывается теми или иными конкретными положениями. Марксизм создал основу и методологию для решения всего комплекса проблем.

 

©Disigned by Pacific 2000-2013

 

Hosted by uCoz