Познавательный@Блок A. K l e i m e n o v Главная / Познавательный Блок / Теории происхождения Искусства Проблема объяснения возникновения искусства Теперь можно сделать некоторые общие выводы.Нельзя объяснить возникновение искусства, исследуя одну или несколько отдельно взятых причин. Искусство — явление сложное, и его истоки неправильно было бы видеть только в игровом или только в подражательном начале. Действительные причины возникновения искусства не обнаружить, если оно понимается как биологическое или психофизиологическое явление, как чисто природное образование человеческой жизни, инстинкт или разновидность сексуальности. С этим тесно связано и еще одно заключение: нельзя, понять сущность искусства и его истоки, если не видеть качественного отличия человека от животного, игнорировать социальную природу человека. Проблема не может быть решена абстрактным, априорным путем, как это пытаются сделать теории проявления или идеократическая. Какой бы безупречной логикой ни отличалась концепция Гегеля, все же она оторвана от реальной истории и поэтому создает лишь весьма приблизительную и однозначную схему происхождения искусства. Все наши выводы по отношению к немарксистским концепциям оказались негативными: «нельзя так», «нельзя иначе»... Но эта негативность вынужденная и не случайная: мы рассматривали теории, из которых многие верно схватывали ту или иную сторону возникновения искусства. Но все они оказались бессильными дать убедительное целостное объяснение возникновению искусства. Все это заставляет нас при решении проблемы идти вполне определенным путем: стремиться выяснить реальные, конкретные условия, вызвавшие к жизни художественное творчество, исследовать первые, важнейшие особенности только что возникшего искусства и его общественные функции. И поскольку искусство существовало не всегда, а появилось во вполне определенную эпоху, нам остается лишь начать с характеристики тех черт этой эпохи, которые способствовали рождению одного из самых прекрасных и трудно объяснимых явлений, когда-либо порожденных человечеством. Ученые уже в XIX веке установили, что у известных нам по непосредственным наблюдениям племен, стоящих на самых ранних ступенях исторического развития,— у бушменов Южной Африки, огнеземельцев, тасманийцев, аборигенов Австралии — искусство очень близко тому, какое удалось обнаружить в пещерах Франции и на побережье сибирских рек, в горах Средней Азии и в Швеции. Таким образом, этнографы, психологи, лингвисты получили возможность дополнить историков-археологов. И как бы разнообразны ни были полученные данные, из каких бы источников они ни добывались, вывод получался один и тот же: эпоха возникновения искусства — верхний палеолит. Что же это было за время и случайно ли именно тогда возникло искусство?
©Disigned by Pacific 2000-2013 |