Виртуальная галерея А. Клейменова. Познавательный блок. История искусства - Творчество и сновидения

Познавательный@Блок

 

A. K l e i m e n o v

Главная / Познавательный Блок / Теории происхождения Искусства

Творчество и сновидения

Мог ли Тартини увидеть во сне дьявола? Безусловно. Но приснившийся дьявол был не более «реален», чем любой другой персонаж сновидений. Фредерику Шопену ночью «явилась» процессия польских рыцарей и красавиц в старинных национальных костюмах, под звуки полонеза прошествовавшая мимо него. Этот полонез сейчас хорошо известен. А. С. Грибоедову во сне «явился» план комедии «Горе от ума», а Л. Н. Толстому — сюжет «Отца Сергия». Ньютон во сне находил решения сложных математических задач. Для любого непредубежденного человека несомненно, что все эти факты вовсе не свидетельствуют о каких-то «голосах свыше», они имеют отнюдь не религиозное объяснение. Земной характер «божественного» вдохновения или «сошествия благодати» во сне объяснен современной наукой. И у художника и у ученого мозг во время сна не прекращает полностью своей деятельности, в отдельных его участках продолжается творческая работа, которая получает воплощение или в персонифицированных представлениях, как у Тартини и Шопена, или в виде общих идей (Грибоедов, Толстой). Не высшее существо вдохновляет художника, являясь к нему во сне, а его перенапряженный мозг продолжает функционировать ночью.

Столь же ненаучной является теория происхождения искусства из чувства мистического страха. Ее сторонники считают, что и искусство и религия возникают потому, что человек боится или диких животных, или покойников и старается в обращенных к ним молениях, обрядах, в песнях и танцах получить от них защиту. Какими ссылками подкрепляется это теоретическое соображение? Обычно они таковы. В Африке в момент наступления затмения солнца у многих племен бьют в барабаны, чтобы прогнать злых духов. Люди надевают различные маски, в том числе и театральные, чтобы злое и коварное божество их не узнало. Архитектура развивается из сооружения гробниц, театр — из религиозных обрядов, скульптурные изображения — из мумий...

В дальнейшем мы специально рассмотрим вопрос о взаимодействии искусства и религии в период их возникновения. Здесь же хочется лишь отметить, что если страх и был одним из эмоциональных источников религии, то искусство как важнейшее средство жизнеутверждения порождает чувства совсем иного плана — положительные, демонстрирующие силу человека. Не было первобытное искусство и средством «маскировки» от злых духов: его реалистический характер, непосредственное, прямое воплощение в содержании действительной жизни не вызывает сомнения ни у кого, кто хоть как-то с ним знаком.

Религиозные теории при всех внешних ссылках на этнографический и археологический материал остаются теориями априорными, где выводы делаются, исходя из абстрактного постулата: бог — творец всего в мире, а посему любая часть вселенной, любое явление созданы им.

 

©Disigned by Pacific 2000-2013

 

Hosted by uCoz