Виртуальная галерея А. Клейменова. Познавательный блок. История искусства - Теория художественного инстинкта

Познавательный@Блок

 

A. K l e i m e n o v

Главная / Познавательный Блок / Теории происхождения Искусства

Теория художественного инстинкта

Сходное с теорией игры объяснение получает происхождение искусства и в теории художественного инстинкта. Она восходит ко временам античной Греции. У Платона уже есть зачатки представлений о так называемых врожденных идеях. Еще до появления человека на свет его душа уже странствовала где-то в «горнем» мире, по ту сторону реальных вещей и явлений, там она созерцала идеи — прообразы реальных предметов и божественную красоту. Душа, воплотившаяся в человеческое тело, предается воспоминаниям о некогда виденном. Создаваемое художником прекрасное — инстинктивное проявление этого высшего мира.

В дальнейшем теорию художественного инстинкта пытаются поставить на естественнонаучную почву. Ее отголоски можно встретить у Ч. Дарвина, ей отдавали дань М. Гюйо, М. Вебер, Р. Гюнтер, Г. Маркелов и другие. А. Шопенгауэр, считавший бессознательную волю основой всего земного и противопоставлявший инстинкт интеллекту, считал, что искусство возникает, не будучи обусловленным никакими общественными потребностями, стихийно, бессознательно, инстинктивно. Как паук ткет паутину, не понимая цели, так и художник создает произведения, послушный голосу крови и физиологических желаний. К. Ланге считал, что своим возникновением искусство обязано эстетическому инстинкту человека, а швейцарский профессор Р. Такфар даже обнаружил скрытое в существе человека шестое чувство и имеющуюся в мозгу «шишечку искусств», благодаря которой творится и воспринимается красота. Уже после Октября теорию инстинкта даже пытались подкрепить... марксизмом. Так, в предисловии к книге И. Гирна эта «точка зрения» излагалась как сама собой разумеющаяся для ученого-марксиста.

Теория художественного инстинкта низводит искусство до биологической функции, лишает его общественной наполненности; во второй половине XIX и в XX веке она служит обоснованием аполитичности, иррационализма, интуитивизма художественного творчества. Не подтверждается она ни современным естествознанием, ни историей. Археологические данные недвусмысленно показывают, что длительное время человек не создавал художественных произведений.

 

©Disigned by Pacific 2000-2013

 

Hosted by uCoz