Виртуальная галерея А. Клейменова. Познавательный блок. История искусства - Эротическая теория

Познавательный@Блок

 

A. K l e i m e n o v

Главная / Познавательный Блок / Теории происхождения Искусства

Эротическая теория

Только что рассмотренная концепция близка эротической теории, которая также не выходит за рамки биологических причин происхождения искусства. По ней искусство возникает как средство приманивания представителями одного пола особей другого пола. Одна из наиболее древних форм искусства — украшательство — создавалась для того, чтобы произвести наибольшее сексуальное впечатление. Приверженец этих взглядов М. Нордау утверждал, что поскольку любовные похождения как животных, так и человека сопровождались определенными звуками, постольку в мозговых центрах образовались стойкие ассоциации, которые возбуждаются и от эротических и от эстетических причин сопряженно: любовные импульсы порождают музыку, и наоборот. При этом — что вполне логично для данных рассуждений — не учитывается совершенно роль разума и социальных условий. Самцы и самки животных, предков человека, очаровывали друг друга музыкальными звуками и ритмами якобы задолго до появления людей и членораздельной речи. Психолог Л. Уорд договаривается до того, что объявляет мозг вторичным половым признаком, подобно клыкам и оленьим рогам. Совсем недавно во Франции вышла солидная монография, в которой доказывается, что и различного рода знаки и образы зверей были в каменном веке взаимозаменяемыми символами женского и мужского сексуальных начал.

Превознесение сексуальности достигает таких размеров, что 3. Фрейд в работе «Леонардо да Винчи» даже возникновение авиации объясняет... инфантильными эротическими представлениями о том, что детей приносят аисты. По 3. Фрейду, главнейшим отличием человека от животного является не его социальная природа (еще Аристотель называл человека общественным животным), не членораздельная речь, а наиболее сильное «либидо» (концентрированная половая энергия), что и вызвало к жизни всю человеческую культуру, и в том числе искусство.

Никто не собирается здесь как-то недооценивать значение любовных тем в искусстве. Э. Фукс проделал специальное широкое исследование и показал, что эротическая струя присутствовала в искусстве постоянно со времен античности. Но, во-первых, в искусстве получила отражение человеческая любовь — одно из прекраснейших биосоциальных чувств общественного человека, а не грубая физиологическая похоть. Во-вторых, чем дальше в глубь веков, тем реже можно встретить в художественном творчестве сексуальные мотивы. У бушменов, туземцев Огненной Земли, у ряда австралийских племен обнаружено довольно развитое искусство, но эротические мотивы в нем почти отсутствуют. Миссионер Шарлеруа свидетельствует, что у североамериканских индейцев до самого последнего времени не было любовных песен. У андаманцев есть охотничьи и рыболовные песни, но нет любовных и религиозных. Многочисленные символические знаки пола, встречающиеся в наскальной живописи каменного века, и изображения животных в состоянии сексуального возбуждения более естественно связывать не с проявлениями полового инстинкта, а с идеями плодородия, с осознанием необходимости иметь достаточное по численности племя, потому что это облегчало бы людям борьбу за существование. Наконец, в-третьих, сексуальные отношения хотя и занимали важное место в первобытном обществе, но довольно успешно регулировались посредством запретов, обычаев и т. п. и в целом зависели от уровня экономического развития. Трудные периоды, когда общество не имело возможности добывать достаточно пищи, побуждали к искусственному прекращению беременности, убийству маленьких детей и стариков; совершенствование орудий труда и отсюда — более успешное покорение природы способствовали росту численности людей. Сексуальные проблемы особое заострение получили в период борьбы материнского и отцовского права, когда появились такие социальные институты, как наследование, собственность, моногамный брак и др.

 

©Disigned by Pacific 2000-2013

 

Hosted by uCoz