Виртуальная галерея А. Клейменова. Познавательный блок. История искусства - Искусство и человеческая практика

Познавательный@Блок

 

A. K l e i m e n o v

Главная / Познавательный Блок / Искусство и магия

Искусство и человеческая практика

Да, в эпоху верхнего палеолита человеческая практика была развита недостаточно. Но это по сравнению с последующими периодами. Относительно предыдущих этапов развития она была колоссальным шагом вперед: недостаточность практики синантропа или неандертальца была еще большей. Их примитивные чувства и психология не шли ни в какое сравнение с чувствами и психологией неоантропа. Однако магии у них не было. Вот и получается, что сам по себе низкий уровень общества еще ничего не объясняет.

Творческий, активный характер созидательного художественного труда также несомненен, и это действительно создавало возможность появления фантазий и действий типа магии. Но что лее превратило эту возможность в действительность?

Наконец, следы ударов на наскальных изображениях — факт неоспоримый. Но разве доказано, что произведение создавалось в то же самое время, когда оно стало служить мишенью? Да и можно ли всякое изображение зверя считать художественным произведением?

До сей поры мы ничего не опровергали, а лишь высказывали сомнения. Посмотрим, выдержит, устоит ли перед их напором основополагающий тезис о нерасчлененности форм общественного сознания в верхнем палеолите.

Начнем с морали. Существовала ли к этому времени мораль или ее важные элементы? Многочисленные данные свидетельствуют, что ограничения зоологического индивидуализма и полной беспорядочности половых отношений (промискуитета) относятся еще к эпохе неандертальцев. В верхнем палеолите возникли еще более серьезные средства подчинения отношений между людьми потребностям общества: целая система запретов и обычаев, предустанавливающих ту или иную моральную норму, явное поощрение обществом определенного поведения — храбрости, взаимовыручки и т. д.

Далее — о познании мира. О знаниях, которые по самому своему типу позднее привели к возникновению науки, нами уже говорилось раньше. Самостоятельное, вне синкретизма с искусством, существование подобных знаний получает вполне материальное подтверждение: найдены орудия труда, следы добычи разных природных материалов. Безусловно, первобытные люди постигали объективные закономерности природы, и чем дальше, тем в большей степени. На этой основе они приобрели способность предвидеть, планировать результаты своих действий.

Далее — вопрос о религии. Одни специалисты считают, что религия возникает позже искусства, что она использует «открытый» искусством художественно-образный способ переработки действительности. Другие полагают, что искусство и религия появлялись одновременно. Но так или иначе открытым остается вопрос: почему наряду с религиозным или магическим искусством имело место зарождение самостоятельной формы общественного сознания, которая стала существовать параллельно с первой и в значительной степени как ее антипод?

 

©Disigned by Pacific 2000-2013

 

Hosted by uCoz