Познавательный@Блок A. K l e i m e n o v Главная / Познавательный Блок / Искусство и магия Соединялись ли искусство и религия? Многочисленные исследования показывают, что человек долгое время был не религиозен. Уже в современный период этнограф В. Фольц тщетно пытался установить следы религиозности у племени кубу, живущего на Суматре. Абипоны как о чем-то само собой разумеющемся говорили, что их деды и прадеды обращали внимание только на землю, они никогда не тревожились о том, что делается на небесах. Индейцы Калифорнии отвечали на вопросы патера Бегерта в том же духе. Не знали религии тасманийцы, австралийцы. А по полинезийской мифологии небо и земля существовали с самого начала, никем не были сотворены. В санскрите нет слова, обозначающего творение. Исследования В. Ф. Зыбковца показали, что «весь древний, средний и отчасти поздний палеолит, включая ориньяко-солютрейское время, входит в дорелигиозную эпоху».Искусство возникает независимо от религии и хронологически раньше ее. Тотемизм, о котором уже говорилось выше, был своеобразным, возникшим в первобытном обществе, средством духовной переработки, «очеловечивания» действительности; первоначально он был нерелигиозным, стихийно-материалистическим пониманием мира человеком, который мыслил себя в единстве со всей природой. Искусство и религия возникают на одной и той же линии развития общества и связаны с одним и тем же стремлением человека — прочнее укрепиться в мире. Мы уже неоднократно говорили о том, что в период, когда зарождалось новое, социальное образование, возникла потребность сохранить присущую ему жизнедеятельность. Мы подробно останавливались на том, какую роль играет тут искусство. Реально общество могло выжить, лишь зная окружающую действительность, от которой оно почти полностью зависело. Формирующееся к этому времени абстрактное мышление могло уже «предложить свои услуги» древнему человеку, но уровень развития человечества был еще настолько незначителен в сравнении с теми вопросами, которые встали перед сознанием, что наш далекий предок не мог ответить на эти вопросы, опираясь на действительные знания. И в то же время психологически человек не мог существовать в мире, где все непонятно, таинственно, враждебно. Психика человеческая так устроена, такова уж ее охранительная функция, что от неизвестной ситуации прежде всего ждешь чего-то неблагоприятного для себя: лучше сто раз быть напрасно настороже, чем один раз «прозевать» подлинную опасность. Религия как раз и заполнила этот вакуум, создав мнимую гармонию между человеком и средой, в известном смысле обеспечив человечеству на время «душевное спокойствие». Но какой дорогой ценой! Человек сам оказывается в плену рожденной им ложной системы представлений. Хотя в тех конкретных условиях религия появилась объективно, и миновать ее человеку в ходе эволюции оказалось невозможным, религия сразу же проявила себя и как зло, и как вид закабаления человека.
©Disigned by Pacific 2000-2013 |