Виртуальная галерея А. Клейменова. Познавательный блок. История искусства - Искусство как средство утверждения нового мира

Познавательный@Блок

 

A. K l e i m e n o v

Главная / Познавательный Блок / Искусство и магия

Искусство как средство утверждения нового мира

Искусство возникает как средство утверждения нового, социального мира: оно утверждало то, что действительно было, то, что объективно существовало: новые, человеческие мысли, чувства, потребности, состояния, новые взаимоотношения с миром. В силу этого искусство сразу же получало ориентировку не на сладкую, успокаивающую и мнимо объясняющую ложь, а на выражение действительного положения вещей. Его «цель» состояла не в том, чтобы с помощью домыслов «установить» гармонию с миром, а в том, чтобы закрепить и сохранить ставший реальностью новый, социальный мир.

Искусство было ориентировано на правду и было сильно правдой, религия — наоборот. Объектом интереса для искусства становится земной, реальный мир, для религии — небесный, несуществующий. Искусство реально делало человека сильнее, лучше, религия давала ему лишь мнимые силы, оставляя человека в фактической кабале и постоянно мешая ему познавать объективный мир. Искусство создало художественно-образную форму воплощения действительности, а религия воспользовалась ею.

И в этом нет ничего необычного. В главе о возникновении эстетического отношения уже говорилось о том, что эстетическое не существует в чистом виде, что оно всегда проявляется через прекрасное, трагическое, комическое, то есть через конкретную форму ценностного отношения различных вещей к человеку. Различные стороны человеческой жизни и окружающей действительности, входя в художественное содержание, берутся в ценностном аспекте и подчиняются особенностям воплощения. И здесь-то возникает противоречие между «человеческим», «светским», жизнеутверждающим характером художественного содержания и его религиозным использованием. Не случайно все религиозные произведения первобытного искусства отличаются туманностью и мистицизмом» в них «потустороннее», вымышленное начало словно рвется за ограничивающие и чуждые ему рамки жизнеподобной оболочки и не может избавиться от параллелизма и противоречия смыслов — реального и религиозного.

Разумеется, никто не собирается закрывать глаза на то, что и в искусстве и в религии мы имеем дело с одушевлением природы. Но вся суть в характере одушевления. В искусстве объективный мир реально соединяется жизнедеятельностью человека. В религии происходит его мистическое, иллюзорное наполнение, и этот искусственный процесс уже на ранних этапах человечества «развел» искусство и религию по разным «квартирам».

 

©Disigned by Pacific 2000-2013

 

Hosted by uCoz