Виртуальная галерея А. Клейменова. Познавательный блок. История искусства - Искусство возрождает человека

Познавательный@Блок

 

A. K l e i m e n o v

Главная / Познавательный Блок / Искусство и магия

Искусство возрождает человека

Благодаря искусству человечество не накапливало больше или меньше информации, не училось бросать бумеранг или закидывать невод, не колдовало над зверем и не создавало успокоительных снов, не умножало сюжеты и не коллекционировало персонажи. Благодаря искусству оно в потоке времени оставалось самим собой, живым — но именно социально живым — целым, способным, подобно живому, относиться к миру, действовать в нем, побеждать его, наслаждаться им, то есть сохраняло все те способности, которые делают человеческое общество бессмертным.

Художественное содержание искусства позволяет не только сохранять бесценный человеческий опыт, но и передавать его каждому появившемуся на свет ребенку в форме, позволяющей в короткий срок достигнуть того уровня развития чувств, потребностей, способностей, которые характерны для человека данной эпохи. И как же может быть иначе? Ведь художественное содержание — не ценности, хранящиеся в кладовых, оно оживает в каждом новом индивидууме, в каждом поколении, чтобы сделать прошлое настоящим, превратить человечество в единое племя, у которого ничто способное служить людям не умирает.

Достигаются эти цели далеко не однозначно. Наиболее часто встречающиеся пути: утверждение имеющего положительное значение объекта, поддержание жизненно важных чувств, мыслей, мироощущения и т. п. Но можно наблюдать и своеобразную форму воспевания жизни через изображение смерти. На это обратил внимание А. Донини.

Чтобы лучше уяснить смысл того, что в данном случае становится содержанием художественного произведения, сошлемся на обычаи некоторых народов. У народа айну, населяющего Сахалин, Курильские острова, остров Хоккайдо, существовал обычай ловить маленького медвежонка, которого затем вскармливала грудью одна из женщин. Через несколько лет медведя убивали, а мясо сообща поедали. Но перед жертвоприношением медведя умоляли дать себя изловить и тем самым отблагодарить вскормивших его людей. Аналогичный обычай есть и у австралийцев, только там приносимого в жертву кенгуру не вскармливают предварительно; убив животное, его молят о еще более обильном возрождении.

Стало быть, трагическая коллизия возникла гораздо раньше трагедийного действа, разыгрывавшегося на античных празднествах Диониса. Через смерть жизнь пробивает себе дорогу и не отрицается смертью, но побеждает ее. Трагический оттенок, присущий ряду произведений первобытного искусства, придает особый характер жизнеутверждению, заставляет воспринимающего искусство как бы пройти дорогой умершего и воскрешенного. Это производило большое впечатление и внушало идею неодолимости жизни.

Остается рассмотреть, как художественное содержание одновременно является и познанием и бытием, копией действительности и отношением к ней, конкретным сюжетом и средством, позволяющим человечеству быть бессмертным. Но ответ на эти вопросы вводит нас в сферу другой темы — происхождение художественной формы. И нам лишь остается перебраться к ней.

 

©Disigned by Pacific 2000-2013

 

Hosted by uCoz