Познавательный@Блок A. K l e i m e n o v Главная / Познавательный Блок / Тотемизм в искусстве Люди и предметы в тотемическом представлении В тотемическом представлении, как уже отмечалось, все предметы живой и неживой природы — это люди. Умирая, человек превращается в тотем, а тотем — тот же человек. Вот как неприхотливо выражено это в древней австралийской сказке:«Когда кенгуру и собака были людьми, повстречались они как-то на лесной тропе. - Ты куда идешь, пес? — спросил кенгуру. - Иду на охоту, — ответил пес. - Я бы с тобой тоже пошел, — сказал кенгуру. - Хорошо, — сказал пес. — Пойдем со мной и будь мне другом». Обратите внимание на этот оборот: «когда были людьми». В бушменской песне поется: Ветер был когда-то человеком, Который странствовал по земле. Сейчас он — птица, Летающая высоко, Он превратился в птицу, которая летает... Такое родство и взаимопревращение вещей друг в друга и прежде всего в человека, естественно, приводит к одухотворению природы, к ее очеловечиванию. «Австралиец так относится к природе и рассчитывает на такое отношение к себе с ее стороны, которое устанавливается между людьми — членами различных социальных и ритуальных групп». При этом в тотемизме человек не только выражает свое понимание мира, но и располагает его в благоприятном для себя плане или таким образом трактует и располагает силы зла, чтобы на них можно было повлиять. Тотемистические представления как нельзя лучше подтверждают известную мысль В. И. Ленина, что «идея есть познание и стремление (хотение) человека». Тотемизм помогал обществу выстоять в борьбе за существование, он был защитительным слоем, который зиждился на оптимистическом для человека его единстве с природой. Но тотемы — не только разновидность «очеловеченной природы». Они еще и персонифицированы, тотемические «животные или растения в действительной жизни либо в видениях и во сне действуют как товарищи и друзья тех людей, чьим тотемом они являются. Тотемы предостерегают аборигенов от опасностей, внушают им мужество или силу и сообщают сведения об отсутствующих членах рода. Для этого достаточно одного появления тотема, которое наводит аборигена на размышления...». Здесь общество получило уже зародышевую форму художественного образа, в котором раскрывается не только мир в единстве с человеком, но одновременно и отношение человека к этому миру, его чувства и мысли. Обработка действительности по типу общественного тотемизма (так как именно об этой разновидности тотемизма идет здесь речь) лежит и в основе мифологии. Нерелигиозная ветвь его явилась одной из непосредственно предшествующих искусству форм «очеловечивания» действительности. Таким образом, на примере чувства, ритма, звука и внешних форм природных предметов мы убедились, что они, прежде чем войти в сферу искусства, прежде чем оказаться способными выражать художественное содержание, должны были пройти предварительную стадию «очеловечивания», получить способность представлять не только свою объективную данность, свои особенности, но и человека. «Очеловечиваясь», природный материал получает возможность стать художественно-выразительным средством искусства; при этом он приспосабливается к специфике выражения художественного содержания, превращаясь в поэтический ритм или мелодию.
©Disigned by Pacific 2000-2013 |