Познавательный@Блок A. K l e i m e n o v Тотемизм в искусстве О тотемизме мы уже не раз упоминали. Тотемизм обычно рассматривают как один из древнейших всемирных видов религии. Не отрицая существования религиозного тотемизма, все же нельзя считать весь тотемизм религиозным, особенно на ранних его стадиях.Действительно, человек с впервые пробудившимся сознанием старается понять, что за мир вокруг него и что в нем происходит. Ему необходима защита от неизвестной и поэтому, вполне возможно, таящей всяческие опасности окружающей среды. Инстинкты, связывающие воедино человека и среду, естественно, толкают на постижение объективного мира по аналогии с самим мыслящим и ощущающим человеком. Как говорил Дерсу Узала, проводник известного русского путешественника В. К. Арсеньева, тигры, еноты, барсуки, вороны, мыши, муравьи — те же люди, только в ином обличье. И кабан «все равно люди... только рубашка другой. Обмани понимай, сердись понимай, кругом понимай! Все равно люди». В связи с этим весь мир становится человечески однородным, а поэтому подлежит единой квалификации, подчинен единому принципу рассмотрения. Так он лишается своей враждебной людям неизвестности: все — люди, со всеми можно договориться. Совершенно прав А. Элькин, когда отмечает, что социальный тотемизм связан с взаимоотношениями между людьми, с брачными правилами, в то время как культовой тотемизм, если он и имеет что-то общее с этими вопросами, то весьма немного. Он «связан с мифологией, обрядами и религиозной стороной жизни племени». А. Д. Авдеев справедливо считает тотемизм «зачатком форм общественного сознания».
Люди и предметы в тотемическом представлении
©Disigned by Pacific 2000-2013 |