Виртуальная галерея А. Клейменова. Познавательный блок. История искусства - Конкретность мышления и художественная форма

Познавательный@Блок

 

A. K l e i m e n o v

Главная / Познавательный Блок / Тотемизм в искусстве

Конкретность мышления и художественная форма

Зачатки формы, способной воплотить художественное содержание, сложились объективно в ходе развития человеческого общества. И эти зачатки дали быстро развивающиеся ростки, позволили форме полностью «оснаститься» благодаря еще нескольким особенностям конкретно-исторического состояния человека того времени.

Мы уже писали, что в художественном содержании общее и характерное предстает в виде единичного и особенного. Это как нельзя лучше соответствовало уровню мышления и языка человека верхнего палеолита.

Мышление его было картинным, образным, в нем воспроизводились конкретные жизненные ситуации.

Язык явственно носил на себе отпечаток выражаемого им мышления. «Говорящий знаками — тот же художник, и эффект получается как на картине». Но не только «ручной», но и словесно-звуковой язык содержит в себе печать этой конкретности и непосредственного воплощения моментов реальных явлений.

Названия и имена содержали в себе конкретную образную картину. Д. Теннер рассказывает, что он встретил родича по имени Вау-це-гау-маиш-кум, что означало Идущий Вдоль Берега, а одну из его жен звали Ме-сау-бис (Пух Молодого Гуся). Название населенных пунктов африканских тома еще больше это подтверждает: Ферезна — Там, где водятся молодые куропатки и где ты делаешь зло и добро без последствий для себя; Воруа — Там, где луна светит большую часть ночи, и если у тебя там есть сын, он станет вождем; Сурогозу — Где выставляют часовых, когда идет война...

Уже в наши дни один из четырех кандидатов на пост мэра столицы Гавайских островов Гонолулу имел имя Кекоела-лаулинонапалихаулиулиокекоолау, что означает «Тонколист-ное дерево коэ на зеленеющем утесе в районе Коолау». Даже отвлеченные понятия в языке народов, близких каменному веку, имеют выражение в конкретной ситуации. Так, на языке гольдов счастливый равнозначен понятию «никогда в жизни не видел тигра». Языки австралийских аборигенов, «явно тяготеющие к конкретному и частному», в отдельных разветвлениях (языки племени Северного Кимберли) имели даже настолько сложный глагол, «что он включает в себя местоименный объект, а также и субъект».

Образность настолько входит в плоть и кровь человеческого мышления, что и в дальнейшем она оказывается важным средством создания новых понятий и даже научной терминологии. «Ботаник говорит о ланцетовидных листьях и веретенообразных клетках. Опухоль сравнивается с горошиной, грецким орехом, головой ребенка. Седло, пазуха, ворота, гребень стали в анатомии точными обозначениями. Сонная артерия соседствует с яремной веной, почечная лоханка — с мальпигиевым клубочком. Солнечное сплетение, привратник, вилочковая железа забыли о том, что они застывшие метафоры».

 

©Disigned by Pacific 2000-2013

 

Hosted by uCoz