Познавательный@Блок A. K l e i m e n o v Главная / Познавательный Блок / Тотемизм в искусстве Преобразование натуры Но как бы ни был материал «очеловечен» и приспособлен к воплощению содержания, любой художник, а первобытный особенно, преодолевает его колоссальное сопротивление при создании произведения. На грубой скале грубым рубилом выбить одухотворенную фигуру зверя представляется делом сложным даже для современного, хорошо технически оснащенного и обладающего многовековым опытом мастера. Древнему же человеку приходилось весьма трудно. Н. Н. Миклухо-Маклай рассказывает, с какой охотой не знавшие еще металла папуасы стали собирать валявшиеся около его хижины осколки стекла, чтобы использовать их как орудия для нарезки орнаментов по дереву. Ранее имевшиеся у них орудия сдерживали их творческие возможности, не позволяли, пробуждая неподатливый материал, создавать произведения, соответствующие их богатому внутреннему миру человека и развитой художественной фантазии.Как видим, материал ограничивал человека, оказывал сопротивление, но тогда возникает законный вопрос: почему же первобытный художник избирал для творческого воплощения этот материал? Зачем было добиваться сходства в контурном рисунке, когда можно было изготовить чучело зверя или птицы? Не проще ли было на мягкой глине сделать оттиск бизона или оленя, чем по памяти воспроизводить их контур? Зачем, например, в Солютре нужно было создавать пластические изображения лошадиных черепов из... клыка мамонта? Наконец, можно было сделать таким же способом и оттиск человеческого лица, чтобы получить барельеф... Такие «почему» можно продолжать и дальше. Ответ на них покажет нам глубокую, органическую связь художественной формы с содержанием, со всей специфической природой искусства. В самом деле, воплотить «очеловеченную» природу, одновременно объект и свое к нему отношение, можно было, лишь определенным образом преобразовав натуру, чтобы сделать ее способной реализовать такого рода задачу.
©Disigned by Pacific 2000-2013 |