Познавательный@Блок A. K l e i m e n o v Главная / Познавательный Блок / Тотемизм в искусстве Художник недоволен природой Художник, даже изображая внешний вид зверя в наскальной живописи, не переносил механически все его черты на поверхность, он искал черты характерные, типизировал, выражал общее в особенном, с тем чтобы от конкретного рисунка люди шли к постижению более широких и важных сторон жизни. Подобная цель также успешнее достигалась в ином, чем оригинал, материале.Давая свое понимание и видение мира, художник (а через него и общество) стремился какую-то мысль, чувство особо выделить, подчеркнуть и в связи с этим заострял внимание на какой-то определенной стороне натуры. Желая навести на мысль о плодоносящей, жизненесущей природе, он изображал зверя полным энергии и страсти. А. П. Окладников обратил внимание на изображение одной из лосиных губ. Особо оттеняя одно из самых лакомых у лося мест, верхнюю губу, так, что она словно свисала от тяжести, художник, очевидно, хотел передать, что лось очень ему нужен, передать доброе отношение к нему как источнику жизни и удовольствия, которое у первобытного человека в огромной мере связывалось с обильной и вкусной едой. Стремление заострить внимание на чем-то одном приводило художника подчас к тому, что он недорисовывал отдельные части тела животного, а то и допускал схематическое его изображение. В женских статуэтках ни голова, ни конечности не получали какого-либо ясного оформления, а то и совершенно не принимались во внимание. Животное, человек, конечно, не могли быть изменены внешне. Но иное дело — оформление материала, в котором они воплощались. Тут художник получал свободу для реализации своих творческих замыслов, для более выразительной и точной лепки художественных образов. В тотемический период, как уже говорилось, весь мир был человечески однороден. Но произведение искусства в силу своих особенностей, в силу особой информационной природы требовало к себе особого отношения. Если бы люди к нему отнеслись как к обычному предмету или вещи, то его содержание не раскрылось бы, а воспринимающим оставалось бы довольствоваться восприятием лишь его внешней оболочки. Образ и оригинал различались по материалу, и это сразу же выделяло произведение искусства и давало ему особый статус.
©Disigned by Pacific 2000-2013 |