Виртуальная галерея А. Клейменова. Познавательный блок. История искусства - Оживление художественного содержания в мыслях и чувствах воспринимающих

Познавательный@Блок

 

A. K l e i m e n o v

Главная / Познавательный Блок / Тотемизм в искусстве

Оживление художественного содержания в мыслях и чувствах воспринимающих

Закон художественного уподобления, вне действия которого информация искусства не передается, требовал оживления художественного содержания в мыслях и чувствах воспринимающих, приведения зрителей в состояние, адекватное состоянию художника. Это требовало специального настроя, предрасположенности. Древние люди придавали огромное значение установке на произведение искусства. Австралийские песни и танцы полнолуния подготовлялись самой природой, самой таинственной и призрачной атмосферой ночи. Охотничьи, тотемические пляски предварялись успешной охотой, обильной едой. Как правило, древние произведения искусства существовали для десятков и сотен поколений, они были связаны с определенными празднествами, с тем или иным временем года, и поэтому вырабатывался известный канон не только их исполнения, но и психологического, эстетического настроя. Материал, отличающийся от материала оригинала произведения искусства, давал установку именно на художественное переживание и восприятие и тем самым способствовал получению эффекта художественного уподобления.

Есть здесь и еще один момент, непосредственно связанный с характером труда художника. Создание произведения искусства — не механическое копирование или следование образцам, а творчество, созидание чего-то нового, не существующего в природе в готовом виде. Когда художник стремится воплотить натуру, переводя ее в иной материал, он лучше постигает объект, открывает в нем новые, неожиданные подчас стороны. Благодаря этому, кстати, развивается художническая фантазия, что проявляется, например, в колоссальном отлете орнамента от первоначальных натуралистических изображений. Развивается умение наиболее полно донести волнующие образы до людей, ради которых произведения и создаются. Здесь же можно было проявить свои личные способности, утвердить свою индивидуальность, свой талант, что приносит человеку-художнику радость (не обязательно из соображений престижа!).

В искусстве воплощается жизнь, которая преходяща и не вечна, ибо все молодое старится, окружающая обстановка меняется. Искусство призвано было сохранить и передать важную для общества жизнедеятельность. В связи с этим сами художественные произведения представляли большую общественную ценность, были предметом заботы и внимания. Социальный коллектив стремился к тому, чтобы они существовали вечно, не разрушались и не погибали. И общество ищет прочные материалы, использует камень и кость, неисчезающие краски, чтобы дорогое ему искусство не погибало. И надо признаться, делалось это чрезвычайно умело. Прошли тысячелетия, а наскальные изображения, открытые всем ветрам и подверженные всем климатическим колебаниям, просуществовали в почти неизменном состоянии тысячелетия и еще послужат новым поколениям.

Но как же быть с музыкой, танцем, театром, где образ умирает тотчас же, как только создан? Недаром актеров уподобляют скульпторам, ваяющим статуи из снега. Однако и эти искусства обладают даром долговечности.

Ее обеспечивают не прочные природные материалы. В этих видах искусства с каждым новым исполнением происходило возрождение произведения, и образ мог воскрешаться вновь и вновь, оставаясь вечно молодым. Но все же и это требовало некоего материала, не позволяющего произведениям названных видов искусства исчезать с лица земли.

Таким образом, иной, чем у реального оригинала, материал позволял лучше решать творческие задачи, лучше воплощать жизнь и доносить ее до соплеменников.

Художественная форма складывается как средство материализации художественного содержания и его передачи людям. Отсюда и ее функциональные особенности.

В. Элленбергер рассказывает, что бушмены «любили смотреть, как художники наносят фреску на стены пещер или как они создают картины на камне или высекают изображения на скалах». При исполнении танцев и песен все присутствующие становились соучастниками, словно ритм и мелодия, которым они прихлопывали или притопывали в такт, вылетала из их уст. Это связано с особенностью первобытного искусства, уже отмеченной нами, — а именно с тем, что процесс создания произведений был одновременно и процессом их восприятия. Исходя из этого, художественная форма складывалась по законам материализации художественного содержания и его восприятия. Художник теми же глазами смотрел на создание рук своих, танцор испытывал то же самое, что и стоявшие вокруг люди. Зрители и слушатели не расшифровывали начертанный на скале рисунок — он рождался на их глазах. И возможно, хотя это лишь одна из гипотез, что художник жестами, словами, позой и другими средствами первоначально дополнял рисунок, чтобы вызвать более полный отзвук у собравшихся. Вероятен и такой ход: люди после охоты наносили изображение убитого зверя на скалу, и в силу того, что недавно пережитое было общим для всех, они без всяких дополнительных возбудителей воскрешали в своей душе при создании рисунка прочувствованное и увиденное.

 

©Disigned by Pacific 2000-2013

 

Hosted by uCoz