Виртуальная галерея А. Клейменова. Познавательный блок. История искусства - Форма приспосабливается к содержанию

Познавательный@Блок

 

A. K l e i m e n o v

Главная / Познавательный Блок / Тотемизм в искусстве

Форма приспосабливается к содержанию

Из сказанного следует, что форма достигает наибольшей эффективности в передаче содержания, если увеличивает впечатление, производимое на воспринимающего, если соответствует тем стереотипам восприятия, которые у него сложились. Это и заставляло первобытных художников раскрашивать первоначально одноцветные контурные рисунки, переходить от незамысловатых и близких натуре танцевальных масок ко все более сложным и даже устрашающим и т. п. Это приводило и к использованию других дополнительных эффектов. Об одном из них кстати будет здесь рассказать.

В Прионежье обращают на себя внимание рисунки, сделанные у самого среза воды. Художнику трудно было тут рисовать — он мог свалиться. Рядом были куда более удобные площадки, но он почему-то рисовал только здесь. К. Лаушкин дает любопытное объяснение этого. Оказывается, рисунки нужно смотреть со стороны озера. Именно оттуда в лучах заходящего солнца было видно, как тусклые фигурки вспыхивали, словно лампочки. Это художники, создавая рисунок на отполированном водой граните, как будто заполняли углубления множеством кристаллических призм, которые отражают свет с гораздо большей интенсивностью. И вот примерно на четверть часа рисунки вдруг «оживали». В лучах заката они начинали двигаться. Лягушки приблизились к лосю, лось стал перебирать ногами, засверкал огоньком очаг, человек двинул руками, топор, нависший над лягушкой, заколебался. Солнце склоняется к горизонту, меняется угол падения его лучей, и тени мечутся по скале, звери живут. Рисунки не надо было даже раскрашивать, это наилучшим образом делало солнце.

Эти неолитические рисунки показывают новые выразительные возможности форм, которые создавались художниками, если можно так выразиться, на «научной основе», с учетом законов оптического отражения.

Говоря о громадном значении художественной формы при воплощении жизни в первобытном искусстве, мы не должны забывать, что она никогда не играла самодовлеющей роли, а прогрессировала или деградировала вместе с порождающим ее содержанием. Оскудение духовной жизни вызвало к угасанию искусства в древней Тассили и вызвало примитивизацию художественной формы, возникновение стиля упадка. В позд-немадленскую эпоху усложняется отношение людей к миру, наступает пора более углубленного его постижения. Это приводит к тому, как справедливо отмечает А. Спиркин, что общество начинает больше интересовать взаимосвязь предметов и явлений. В наскальной живописи возникают сюжеты, где расширенно показана охота. На некоторых фресках даны целые охотничьи баталии. И форма соответственно меняется: поскольку основной упор делается уже не на действия охотников и поведение животных, то есть не на отдельные объекты, а на их взаимоотношение, детальное изображение людей и зверей исчезает, заменяется схематичным. Зато разыгрываемые сцены даются с большой впечатляющей силой, выразительно и динамично. Меняется композиция, она становится многофигурной и отличается большим мастерством, умением оттенить главный смысл изображаемой сцены. Форма чутко «откликнулась» на обогащение и изменение содержания.

Рассматривая процесс возникновения художественной формы, мы убедились, что он не был автономным, самостоятельным: его целиком обусловил процесс становления искусства и в особенности — художественного содержания. Художественная форма возникает на основе естественного природного материала, проходящего предварительный процесс «очеловечивания».

Художественная форма всегда зависела от воплощаемого содержания и изменялась вместе с ним. Единство, содержания и формы в искусстве верхнего палеолита стало непременным условием его высоких идейно-художественных качеств.

Сразу же хотелось бы предостеречь и против тех точек зрения, что художественное творчество древних — само собой, а последующее, особенно европейское — само собой, что между ними преграда, подобная водному пространству, которое разделяет материки, никогда ранее не соединявшиеся.

 

©Disigned by Pacific 2000-2013

 

Hosted by uCoz