Виртуальная галерея А. Клейменова. Познавательный блок. История искусства - Художественно-образное воплощение мира и научного познания

Познавательный@Блок

 

A. K l e i m e n o v

Главная / Познавательный Блок / Генезис искусства

Художественно-образное воплощение мира и научного познания

Существует довольно распространенное мнение, что художественно-образное воплощение мира возникло раньше научного познания. И это, казалось бы, находит подтверждение в самой истории общества. Человек не смог еще ни практически, ни в познании выделиться из мира природы. Значит, он и постигать ее мог лишь неотрывно от себя, лишь в ценностном аспекте. И хотя это было действительно так, практическое преобразование мира неизменно способствовало человеку в познании действительности как таковой. Не будем множить примеры, а вспомним, что добывание огня или охота за зверем требовали знаний объективных законов действительности и объективных свойств реальных вещей.

Вне всяких сомнений, древний человек обладал этими знаниями. Древние жители Южной Америки, совершавшие морские путешествия на бальсовых плотах, могли на мачту повесить изображение божества, что не мешало им точно знать, в какое время года и как долго дуют ветры в этой части Тихого океана, какое дерево выбрать для сооружения плота и как наиболее прочно соединить бревна, как добыть себе пропитание в многонедельном плавании вдали от земли. Древние люди могли всерьез думать, что высшее существо даровало им такое чудесное средство, как огонь; но когда им нужно было развести костер, они не ограничивались пассивно молитвами: уже в верхнем палеолите было известно несколько способов добывания огня.

А ведь все эти знания (из них позднее возникла наука) по своему типу были практическими знаниями, то есть знаниями о мире как таковом. Конечно, человек еще слишком мало знал и был еще слишком слит с природой, чтобы родилась наука как самостоятельная форма познания действительности. Но важно отметить, что такого типа практическое постижение мира существовало с глубокой древности, соседствовало, не мешая и не противореча ей, с такой формой постижения мира, как искусство. Посредством практических знаний, а позже посредством науки постигался мир как таковой; у искусства же был свой предмет — «очеловеченная» природа.

 

©Disigned by Pacific 2000-2013

 

Hosted by uCoz