Виртуальная галерея А. Клейменова. Познавательный блок. История искусства - Восприятие художественного образа и жизнь

Познавательный@Блок

 

A. K l e i m e n o v

Главная / Познавательный Блок / Генезис искусства

Восприятие художественного образа и жизнь

Кроме того, возникает еще одна проблема. Художественный образ может быть воспринят верно, но так как он противоречит жизненным взглядам и установкам зрителя, слушателя, то это вызывает естественное «противочувствование» и «противомышление», которые разрушают эффект уподобления, а стало быть, перерезают нити художественной коммуникации.

Что касается первобытного общества, то в нем рассматриваемой нами проблемы попросту не существовало. Художник и общество не были ничем не обособлены друг от друга. Как справедливо отмечают многие исследователи, искусство создавалось самодеятельным путем и в полном смысле всем обществом. Художественный образ рождался, что называется, на глазах как непосредственное воплощение жизненного содержания в песне или в танце. И постепенно проявляясь, он столь же постепенно «оживал» в воспринимающих, то есть создание и восприятие образа были одновременным актом. Это, как можно предположить, относится не только к музыке и хореографии, но и к изобразительным искусствам. Поэтому скалы с нанесенными на них контурами зверей и людей были не картинными галереями, куда ходят смотреть готовые произведения искусства, а своеобразными художественными мастерскими, в которых совершалось одновременно и рождение и восприятие образа. Только позднее люди научились художественно «читать» готовые произведения. Первоначально, даже в период, когда художник уже отличался от воспринимающих, его творчество не было солированием от начала до конца, оно было большим или меньшим вкраплением в коллективное творчество, возбудителем его, всеобщим материально ощутимым языком.

Общество было социально однородным. В рамках первых человеческих коллективов и образ жизни и воспитание были достаточно однотипны. Складывающиеся традиции, выполнявшие роль общественных регуляторов, организаторов и дисциплинирующих начал, были устойчивы и постоянны в той мере, в какой были устойчивы обслуживаемые ими общественные потребности и условия их удовлетворения. Чрезвычайно медленно обновляющийся образ жизни, однотипная система хозяйства, а также устойчивое отношение человека к природе были лучшей гарантией этого постоянства. Так вот, в таких условиях одни и те же явления природы, звери и другие живые существа имели практически совпадающие значения в жизни всех соплеменников. И начиная с детских лет, взгляд на вещи, свойственный старшим (а они воплощали общественную мудрость), передавался новым поколениям. Это был период доиндивидуального бытия людей, когда каждый чувствовал, понимал, хотел, действовал, как и весь коллектив в целом, когда отдельный человек был «родовым существом» (К. Маркс), хотя и на относительно низкой стадии развития. Родовым — так как не было классово-социальной дифференциации; на низкой стадии — так как общественные отношения, совокупностью которых является человек, были зачаточными, ограниченными. Но эти отношения имели один несомненный плюс — их не обостряли общественные антагонизмы, приводящие к разрушению родовой сущности человека даже в развитых современных странах, не избавившихся от ига частной собственности и эксплуатации.

 

©Disigned by Pacific 2000-2013

 

Hosted by uCoz