Виртуальная галерея А. Клейменова. Познавательный блок. История искусства - Природа «сверхсмысла»

Познавательный@Блок

 

A. K l e i m e n o v

Главная / Познавательный Блок / Генезис искусства

Природа «сверхсмысла»

Изобразительная и выразительная стороны художественного образа тесно связаны еще с несколькими диалектически проникающими друг в друга особенностями древнего искусства. Суметь посредством изображения выразить значительное, важное, ценное для общества отношение или чувство нельзя было без осмысления жизненной ситуации и без отбора соответствующих ей человеческих реакций. Однако художник не просто копировал натуру, а стремился передать наиболее общезначимое такими художественными средствами, какие были бы способны вызвать у воспринимающего эффект уподобления. Все это делало художественный образ единством рационального и эмоционального, анализа и чувства. Даже К. Бюхер, который, как известно, преувеличивал роль ритмически-чувственного начала в музыке, отмечал, что андаманцы, например, изменявшие и сокращавшие слова своего языка, чтобы они не мешали ритму, нередко перед исполнением новой песни «на обычном языке поясняли публике и хору ее содержание» - настолько для них важен был передаваемый смысл; эмоциональной заразительности или подчинения ритму было для них явно недостаточно.

Изображение лося или носорога, танец журавля или цапли становились ступеньками постижения человеком жизни, способом показать свою с ней гармонию или свое над ней господство.

Классификация объектов и явлений по степени их значимости уже отделяет главное от неглавного, более общественно важное от неважного. Художественный образ берет в звере или человеке наиболее характерное для них в свете их сегодняшнего значения для жизни рода. В женской статуэтке времен матриархата, например, это определяющее и главное заключалось в жизнетворящем начале, и этому наихарактернейшему признаку подчинилась вся трактовка образа.

 

©Disigned by Pacific 2000-2013

 

Hosted by uCoz